Постановление Астраханского областного суда от 20 марта 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Астраханского областного суда Игнатенко В.И., рассмотрев надзорную жалобу защитника Балакина А.А., действующего в интересах Рахманина В.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Харабалинского района Астраханской области от 28 декабря 2012 года, решение судьи Харабалинского районного суда Астраханской области от 05 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя главы администрации муниципального образования "Харабалинский район" Рахманина В.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Харабалинского района Астраханской области от 28 декабря 2012 года первый заместитель главы администрации муниципального образования "Харабалинский район" Рахманин В.А. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Харабалинского районного суда Астраханской области от 05 февраля 2013 года постановление мирового судьи изменено, из описательно-мотивировочной части постановления исключено указание на нарушение Рахманиным В.А. установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращения П. от 20 июня 2012 года о предоставлении в аренду земельных участков для строительства жилого дома и направления ему 10 августа 2012 года и 27 августа 2012 года уведомлений о направлении заявления по подведомственности в администрацию МО "Город Харабали", то есть по истечении 51 и 69 дней соответственно с момента обращения П. с заявлением, в остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В надзорной жалобе защитником ставится вопрос об отмене постановления мирового судьи от 28 декабря 2012 года, решения судьи районного суда от 05 февраля 2013 года и прекращении производства по делу по основаниям отсутствия события административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
На основании пункта 2 статьи 1 данного Федерального закона установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Материалами дела установлено, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Харабалинского района Астраханской области по обращению П., возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя главы администрации муниципального образования "Харабалинский район" Рахманина В.В. по факту нарушения срока рассмотрения обращения П., установленного статьей 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Привлекая должностное лицо к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья исходил из того, что обращение П. о предоставлении в аренду земельного участка для строительства жилого дома в администрацию муниципального образования "Харабалинский район" имело место 29 августа 2012 года, однако уведомление в адрес заявителя о направлении обращения по подведомственности в администрацию муниципального образования "Город Харабали" направлено 02 октября 2012 года, то есть по истечении 30 дневного срока, установленного законом.
Из заявления П. от 29 августа 2012 года, адресованного главе администрации муниципального образования "Харабалинский район", следует, что заявитель просит предоставить в аренду земельный участок рядом с участком, расположенным по адресу: "адрес" для строительства индивидуального жилого дома, аналогичное заявление П. подано 20 июня 2012 года.
Порядок рассмотрения обращений граждан по вопросу оформления прав на земельный участок предусмотрен Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений в сети "Интернет".
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
В соответствии с административным регламентом администрации МО "Харабалинский район" по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Харабалинский район" от 21.05.2010 N 455, получателями муниципальной услуги являются граждане и их представители, обращающиеся с заявлением о предоставлении муниципальной услуги.
Как следует из заявления П. в прокуратуру района, его обращение за муниципальной услугой в администрацию муниципального образования связано с предоставлением в аренду земельного участка в порядке, установленном земельным законодательством.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" привлечение должностных лиц к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, установленных отраслевым законодательством, не допускается.
Административная ответственность за нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков предусмотрена частью 1 статьи 19.9 КоАП РФ.
Поскольку указанные нормы имеют различный родовой объект посягательства, переквалификация действий должностного лица, привлеченного к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ, на часть 1 статьи 19.9 КоАП РФ невозможна.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу защитника Балакина А.А., действующего в интересах Рахманина В.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Харабалинского района Астраханской области от 28 декабря 2012 года, решение судьи Харабалинского районного суда Астраханской области от 05 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя главы администрации муниципального образования "Харабалинский район" Рахманина В.А., отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.