Судья Астраханского областного суда Стёпин А.Б. при секретаре Редькиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства на решение Володарского районного суда Астраханской области от 4 апреля 2013 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Соколова А.А.
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя управления - начальника Северокаспийского отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ инженер по добыче рыбы РК " "данные изъяты"" Соколов А.А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Володарского районного суда Астраханской области от 4 апреля 2013 года жалоба Соколова А.А. удовлетворена, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Соколова А.А. прекращено по основаниям отсутствия состава административного правонарушения.
В жалобе Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства ставится вопрос об отмене решения районного суда, ввиду его незаконности. Должностное лицо Соколов А.А. состоял в трудовых отношениях с РК " "данные изъяты"", являющимся пользователем водными биоресурсами. С огласно должностной инструкции Соколов А.А. обладал организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. На него возлагались обязанности по организации рыбного промысла , в подчинении находились рыбаки в период путины. Необоснован вывод суда об освобождении Соколова А.А. от административной ответственности, в связи с привлечением рыбаков к административной ответственности.
Выслушав представителя Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства Ковалева Е.С., поддержавшего доводы жалобы, Соколова А.А. и его защитника Лаптеевой Е.Г., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене решения районного суда по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федеральных законов от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ, от 3 декабря 2008 года N 250-ФЗ действующей на момент привлечения должного лица к административной ответственности нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Как следует из диспозиции вышеприведенной нормы, ее применение направлено на охрану водных биологических ресурсов, общественных отношений связанных с осуществлением промышленного, прибрежного и других видов рыболовства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19, пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" промышленное и прибрежное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 настоящего Федерального закона с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота.
Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства (пункт 1 статьи 34 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").
В разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства должны быть указаны сведения о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов, орудия, способы и сроки добычи (вылова) водных биоресурсов; иные регламентирующие добычу (вылов) водных биоресурсов и обеспечивающие сохранение среды их обитания условия (статья 35 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").
Исходя из пункта 1 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от 13 января 2009 года за N 1 правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна регламентируют деятельность пользователей водных биоресурсов к которым относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющих рыболовство в Каспийском море и во внутренних водах Российской Федерации в пределах районов, указанных в пункте 2 Правил рыболовства.
При осуществлении видов рыболовства, указанных в пункте 3 Правил рыболовства (за исключением любительского и спортивного рыболовства), пользователи: осуществляют рыболовство в объемах, не превышающих объемы, указанные по отдельным видам водных биоресурсов и районам добычи (вылова) и/или рыбопромысловым участкам в разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов; обеспечивают раздельный учет вылова и приема по видам водных биоресурсов, указание весового (размерного) соотношения видов в улове, орудий лова и мест вылова (район, подрайон, промысловая зона, квадрат) в промысловом журнале и других отчетных документах. Пользователи водными биоресурсами не вправе использовать ставные (якорные) и дрифтерные (плавные) орудия лова, не имеющие маркировок с информацией о пользователе (пункты 10, 16.8 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна).
Материалами дела установлено, что Соколов А.А. являясь инженером по добыче рыбы РК " "данные изъяты"", в нарушение положений должностной инструкции, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту нахождения колхоза: "адрес", ненадлежащим образом исполняя свои служенные обязанности не осуществил должный контроль за выловом рыбы, не принял мер по недопущению нарушений Правил рыболовства, не организовал ремонт орудий лова, не организовал проведение инвентаризации орудий лова, не добился от звеньевых рыболовецких звеньев соблюдения распоряжений, инструкций и положений, касающихся правильной эксплуатации орудий лова, чем нарушил пункты 10, 16.8 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ за N. В ходе проверки установлены нарушения Правил рыболовства работниками РК " "данные изъяты"" И., Ф., Р., М., осуществлявшими промышленный лов рыбы по разрешениям N, N, N, N, находившимися в подчинении Соколова А.А.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составленного исполняющим обязанности заместителя руководителя управления - начальника Северокаспийского отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства (л.д. N), распоряжением по РК " "данные изъяты"" об организации работ в период осенней путины от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. N), списком рыбаков РК " "данные изъяты"" (л.д. "данные изъяты"), выпиской из протокола о назначении Соколова А.А. на должность инженера по добыче рыбы с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. N), должностной инструкцией инженера по добыче рыбы (л.д. N), решениями "данные изъяты" районного суда "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности капитанов судов (рыбаков) И., Ф., Р., М.
Прекращая производство по делу по основаниям отсутствия в действиях Соколова А.А. состава административного правонарушения, суд пришел к выводу о том, что нарушений Соколовым А.А. непосредственно правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства, при рассмотрении административного дела, не установлено. За нарушение Правил рыболовства привлечены к административной ответственности рыбаки, осуществлявшие промышленный лов рыбы. Соколов А.А. за нарушение положений должностной инструкции может нести дисциплинарную ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации .
Суд второй инстанции не может согласиться с выводами районного суда по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 2.1, статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Оценка доказательств осуществляется судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно должностной инструкции инженера по добыче рыбы РК " "данные изъяты"" в его обязанности входит осуществление контроля по вылову рыбы согласно выделенной квоты на хозяйство, ведение борьбы с нарушителями правил рыболовства, организация ремонта орудий лова, организация и личное участие в проведении инвентаризации орудий лова, отвечать за правильную эксплуатацию орудий лова, осуществление иных функций, наделив правами требовать от звеньевых рыболовецких звеньев соблюдение всех распоряжений, инструкций и положений, касающихся правильной эксплуатации орудий лова, отдавать распоряжения звеньевым, касающиеся вопросов добычи рыбы, предусмотрев ответственность за невыполнение и несвоевременное выполнение возложенных обязанностей и неиспользование предоставленных прав, за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности в пределах действующего административного законодательства.
В суде второй инстанции Соколов А.А. не отрицал наличие у него как должностного лица контролирующих функций в отношении находившихся в подчинении рыбаков.
Указанные обстоятельства судом не проверены, что не позволило суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выводы суда об отсутствии состава административного правонарушения не основаны на материалах дела и нормах права.
Допущенные по делу существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются основанием для отмены постановления об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение Володарского районного суда Астраханской области от 4 апреля 2013 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.