Судья Астраханского областного суда Усенко О.А., при секретаре судебного заседания Чорной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу на постановление Трусовского районного суда г. Астрахани от 04 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Трусовского района г. Астрахани,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Трусовского районного суда г. Астрахани от 04 апреля 2013 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Трусовского района г. Астрахани на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В жалобе Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу ставит вопрос об отмене постановления суда в виду его незаконности, указав, что в соответствии с природоохранным законодательством и п.18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в обязанности администрации Трусовского района г. Астрахани входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, а бездействие администрации по не организации ликвидации выявленной несанкционированной свалки свидетельствует о наличии вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Следовательно, доводы, изложенные в постановлении Трусовского районного суда г. Астрахани, являются несостоятельными и противоречат действующему природоохранному законодательству.
Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав защитника юридического лица - администрации Трусовского района г. Астрахани Воробьева С.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения администрации Трусовского района г. Астрахани к административной ответственности послужило то обстоятельство, что последняя, являясь органом местного самоуправления городского округа, не соблюдает на экологические и санитарно-эпидемиологические требования по сбору, транспортировке, хранению и захоронению твердых бытовых отходов, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Проверяя законность и обоснованность привлечения администрации Трусовского района г. Астрахани к административной ответственности, судья пришел к выводу, что в действиях администрации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку последняя непосредственно не занимается деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Однако данные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Материалами дела установлено, что 12.02.2013 года государственным инспектором отдела по надзору на море (г. Астрахань, г. Лагань) Департамента Росприроднадзора по ЮФО на основании приказа Департамента Росприроднадзора по ЮФО N339 от 08.02.2013 г. в ходе проведения проверки акватории и водоохраной зоны р. Волга, по маршруту от п. Стрелецкий до п. Орджоникидзе г. Астрахани, произведен осмотр акватории и водоохраной зоны правого берега "адрес". В ходе осмотра установлен факт захламления твердыми бытовыми отходами на открытом грунте площадью 8 кв.м. (бой бетона, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и др.), обнаружены 2 мусоро-сборных контейнера, установленных в не предназначенных для этого условиях, на которых отсутствовали крышки. Мусор из данных контейнеров не вывозится, площадка, но которой они расположены, не оборудована сооружениями, отвечающими за защиту водного объекта р. Волга от загрязнения и засорения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пп. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
В соответствии со статьей 9 Устава МО "Город Астрахань", принятого Решением городского Совета г. Астрахани 6 июля 2004 года N52/а, Трусовский район является административной единицей г. Астрахани.
В соответствии с п.1.1. и п.1.8. Положения об администрации Трусовского района г. Астрахани, утвержденного постановлением мэра г. Астрахани от 29.01.2013 года (далее - Положение) администрация Трусовского района г. Астрахани является территориальным органом управления администрации города и наделяется правами юридического лица.
В соответствии с п.3.1.11. Положения функциональными обязанностями администрации Трусовского района г. Астрахани являются, в том числе, осуществление контроля за благоустройством и санитарным состоянием территорий, прилегающих к учреждениям, предприятиям и организациям района (в том числе местам отдыха горожан), их озеленением.
Прекращая производство по административному делу по основаниям отсутствия в действиях администрации Трусовского района г. Астрахани состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, судом не были выполнены предусмотренные статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену постановления судьи.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить, охватываются ли вмененные администрации Трусовского района г. Астрахани нарушения законодательства диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ и проверить полномочия администрации Трусовского района г. Астрахани в области обращения с отходами.
В соответствии с положением части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении администрации Трусовского района г. Астрахани дела об административном правонарушении, предусмотренные статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место 12 февраля 2013 года.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, в настоящее время не истек.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 04 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Трусовского района г. Астрахани - отменить, дело возвратить в Трусовский районный суд г. Астрахани на новое рассмотрение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.