Судья Астраханского областного суда Баранов Г.В., при секретаре Петруниной А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 30 января 2013 года об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21 декабря 2012 года, вынесенное государственным инспектором Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении технического директора ОАО " Волго - Каспийский судоремонтный завод " Тюрина А. А. по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 21 декабря 2012 года технический директор ОАО " Волго - Каспийский судоремонтный завод " Тюрин А. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8. 41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Технический директор ОАО " Волго - Каспийский судоремонтный завод " Тюрин А. А. подал жалобу на указанное постановление, указав, что 20 января 2012 года предприятие пыталось неоднократно в электронной форме отправить в банк платежное поручение, но из - за неполадок в работе заводского устройства " "данные изъяты" " не представилось возможным своевременно провести оплату.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 30 января 2013 года постановление по делу об административном правонарушении от 21 декабря 2012 года, вынесенное государственным инспектором Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении технического директора ОАО " Волго - Каспийский судоремонтный завод " Тюрина А. А. по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу ставится вопрос об отмене решения суда, в обоснование жалобы указано, что у ОАО " Волго - Каспийский судоремонтный завод " имелась возможность своевременно осуществить плату за негативное воздействие в установленный законом срок, но Общество пропустило данный срок внесения платы, тем самым нарушив действующее законодательство, доводы о неполадках в работе заводского устройства противоречат действующему законодательству и не освобождают природопользователя от ответственности, так как правонарушение произошло по вине технического директора ОАО " Волго - Каспийский судоремонтный завод " Тюрина А. А., кроме того, дело рассмотрено без участия заинтересованного лица, возбудившего административное производство, что не позволило суду объективно и всесторонне исследовать имеющиеся в деле материалы и вынести обоснованное решение.
Выслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области - Новикова А. В., поддержавшего доводы жалобы, технического директора открытого акционерного общества " Волго - Каспийский Судоремонтный завод " - Тюрина А. А., возражавшего по доводам жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Статья 8. 41 Кодекса предусматривает ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).
В соответствии с пунктом 1. 4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2006 года N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду - по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Виновность лица, являющегося плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, определяется фактом невнесения в установленные законодательством РФ сроки такой платы. Данный факт подтверждается документами (информацией) финансового подразделения соответствующего территориального органа Росприроднадзора, аккумулирующего информацию о поступивших платежах за негативное воздействие на окружающую среду на подведомственной территории.
В силу частей 1 и 2 статьи 26. 2 Кодекса наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела видно, что в ходе плановой выездной проверки ОАО " Волго - Каспийский судоремонтный завод ", проводимой на основании Приказа Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 24 октября 2012 года, выявлен факт несвоевременной платы за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении деятельности, оказывающей негативное воздействие в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и размещения отходов производства и потребления за 4-й квартал 2011 года, а именно, плата была внесена 23 января 2012 года с просрочкой в три дня.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14 декабря 2012 года государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 8. 41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - технического директора ОАО " Волго - Каспийский судоремонтный завод " Тюрина А. А. и вынесения 21 декабря 2012 года постановления о назначении административного наказания по статье 8. 41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление административного органа и прекращая производство по делу, районный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях должностного лица - технического директора ОАО " Волго - Каспийский судоремонтный завод " Тюрина А. А. состава административного правонарушения, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2011 года об плательщика - ОАО " Волго - Каспийский судоремонтный завод " внесена в банк в виде электронного платежа в установленный срок - не позднее 20 - го числа месяца, следующего за отчетным периодом, тем самым плательщик исполнил обязанность по внесению платы, банковские же операции со списанию со счета платежа обеспечивают перечисление такой платы в соответствующий бюджет.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии в действиях общества событий вменяемых административных правонарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судами, не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, и в силу чего подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом первой инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта, не установлены.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение Камызякского районного суда Астраханской области от 30 января 2013 года - оставить без изменения, жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу - без удовлетворения.
Судья Астраханского
областного суда Г. В. Баранов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.