Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Еубернаторова Ю.Ю. и Радкевича А.Л.
при секретаре: Чорной К.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда в Кировском районе г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2013 года по иску Джангалиевой Ф.У. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда в Кировском районе г. Астрахани о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, включении периодов в специальный стаж и обязании назначить пенсию,
УСТАНОВИЛА:
Джангалиева Ф.У. обратился в суд с иском, указав, что решением ГУ -Управления Пенсионного фонда в Кировском районе г. Астрахани (ГУ УПФ РФ) в Кировском районе г. Астрахани от 25 января 2013 года N ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Из подсчета специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 3 января 1983 года по 30 марта 1983 года, с 14 октября 1985 года по 3 декабря 1985 года, с 16 октября 1995 года по 4 ноября 1995 года, с 17 сентября 2001 года по 16 октября 2001 года, с 25 сентября 2006 года по 24 октября 2006 года, с 20 апреля 2010 года по 20 мая 2010 года. Просила признать решение комиссии незаконным в части, обязать ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Астрахани включить указанные периоды в специальный стаж и назначить пенсию с даты обращения в Пенсионный фонд.
В судебном заседании Джангалиева Ф.У. иск поддержала, представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Астрахани Бурова Н.А. иск не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2013 года иск Джангалиевой Ф.У. удовлетворен.
В апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда в Кировском районе г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку курсы повышения квалификации не могут быть включены в подсчет специального стажа по причине того, что сами курсы не предполагают непосредственного осуществления лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеназванного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела, решением ГУ - Управления Пенсионного фонда в Кировском районе г. Астрахани от 25 января 2013 года N Джангалиевой Ф.У. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Из подсчета специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 3 января 1983 года по 30 марта 1983 года, с 34 октября 1985 года по 3 декабря 1985 года, с 16 октября 1995 года по 4 ноября 1995 года, с 17 сентября 2001 года по 16 октября 2001 года, с 25 сентября 2006 года по 24 октября 2006 года, с 20 апреля 2010 года по 20 мая 2010 года, так как в стаж работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Судом первой инстанции установлено, что истец с 1982 года осуществляет свою трудовую деятельность в медицинских учреждениях в должности лаборанта.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеуказанной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ N516 от 11 июля 2002 года.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, судом установлено, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, направление на курсы было оформлено специальными приказами, что не оспаривалось сторонами по делу.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доводы жалобы о том, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, не влекут отмену судебного решения, поскольку весь период работы истица считалась педагогическим работником, пользовалась всеми льготами, как работник образовательного учреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.