Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Костиной Л.И.
судей областного суда: Конышевой И.Н., Лапшиной Л.Б.,
при секретаре: Курбановой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
дело по апелляционной жалобе представителя Даниловой Г. Ф. по доверенности Гараниной В. М.
на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 19 марта 2013 года
по иску Даниловой Г. Ф. к Пенсионному фонду Российской Федерации отделение (Государственное учреждение) по Астраханской области Управление (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе о перерасчете ежемесячных денежных выплат,
УСТАНОВИЛА:
Данилова Г.Ф. обратилась в суд с иском, указав, что является вдовой инвалида Великой Отечественной войны Данилова М.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти она оформила пенсию по случаю потери кормильца пожизненно. В ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", где она на тот момент проживала, ей была выдана справка о предоставлении льгот. В ДД.ММ.ГГГГ она переехала в "адрес", где продолжала получать пенсию по случаю потери кормильца. В ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" ей выдано удостоверение о праве на льготы, установленные для родителей и жен, погибших военнослужащих. С ДД.ММ.ГГГГ ей назначена ежемесячная денежная выплата по категории "член семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий". Однако полагает, что она относится к категории участников Великой Отечественной войны, в связи с чем ответчик ей недоплатил суммы ежемесячных денежных выплат. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с соответствующим заявлением к ответчику, однако в перерасчете суммы ей отказано. С учетом уточнений просит восстановить ее нарушенное право, взыскать с ответчика задолженность по выплатам в размере "сумма"
Представители Даниловой Г.Ф по доверенности Гаранина В.М. и адвокат Смолянинова О.Н. исковые требования поддержали.
Представители ответчика Перова Е.В. и Степаненко Н.В. иск не признали.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 19 марта 2013 года исковые требования Даниловой Г.Ф. удовлетворены частично, с ответчика в ее пользу взыскана ежемесячная денежная выплата, установленная для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Даниловой Г.Ф. по доверенности Гаранина В.М. ставит вопрос об отмене решения суда, полагая, что данная выплата должна быть назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
На заседание коллегии Данилова Г.Ф. и ее представитель по доверенности Гаранина В.М. не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Даниловой Г.Ф. адвоката Смоляниновой О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Перовой Е.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим изменению в части даты установления ежемесячных денежных выплат.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Установлено, что Данилова Г.Ф. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны Данилова М. П., проходившего службу в воинской части, входившей в состав действующей армии, с 1941 года по 1943 год. В 1943 году Данилов М.П. был ранен и уволен в запас. В этом же году ему была установлена пожизненно III группа инвалидности. В ДД.ММ.ГГГГ Данилов М.П. умер от полученного ранения. С ДД.ММ.ГГГГ Данилова Г.Ф., достигнув пенсионного возврата, является получателем пенсии по случаю потери кормильца за погибшего мужа пожизненно.
Из имеющих в деле доказательств, исходя из положений Закона СССР от 1 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О ветеранах", следует, что Данилова Г.Ф. является тем лицом, на которое распространяются льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны.
Так, из пенсионного удостоверения Данилова М.П. следует, что ДД.ММ.ГГГГ ему пожизненно назначена пенсия по III группе инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ Данилов М.П. умер, а в ноябре этого же года при достижении пенсионного возраста Даниловой М.П. назначена пенсия по случаю потери кормильца пожизненно.
Согласно справки, выданной истцу ДД.ММ.ГГГГ гор.отделом соц.обеспечения, Данилова Г.Ф. получает пенсию пожизненно по случаю потери кормильца за погибшего мужа на основании, установленных для семей погибших военнослужащих. Настоящая справка удостоверяет право на получение льгот по оплате жилой площади и коммунальных услуг, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 апреля 1975 года N 304 "О дополнительных льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих".
В ДД.ММ.ГГГГ года военным комиссариатом Ахтубинска Даниловой Г.Ф. выдана справка в подтверждение того, что ее муж являлся участником Великой Отечественной войны.
Из представленного в суд апелляционной инстанции пенсионного дела усматривается, что Данилова Г.Ф. ранее пользовалась льготами в соответствии со статьей 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" для участников Великой Отечественной войны, в связи с чем ей должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Правильность данной правовой позиции подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 года N 331-О-П, в котором указано, что по смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона "О ветеранах" (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
При таких обстоятельствах суд правомерно возложил обязанность на ответчика назначить Даниловой Г.Ф. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Решение в этой части сторонами не оспаривается.
Вместе с тем судебная коллегия не согласна с выводом районного суда и доводами ответчика о том, что данная выплата должна быть назначена с момента обращения Даниловой Г.Ф. в суд с настоящим иском.
Юридически значимым обстоятельством при рассмотрении этого вопроса является установление факта гибели (смерти) военнослужащего, наступившей до вступления в силу Закона РФ "О ветеранах", то есть до 16 января 1995 года, поскольку до этого льготы назначались безотносительно причин наступления смерти, но при условии, что умерший имел ранее либо увечье, полученное на фронте.
Основанием отказа для назначения Даниловой Г.Ф. ЕДВ как участнику Великой Отечественной войны послужило отсутствие документа, подтверждающие причинно-следственную связь смерти Данилова М.П. с ранением, полученным им во время службы. Однако данный документ стал необходим в случае наступления смерти после 1995 года, тогда как муж истца умер в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2 Приложения N 3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 года N 294 (действовавшему на момент спорный правоотношений), к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", должны быть приложены документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о признании участником Великой Отечественной войны, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ; о признании ветераном Великой Отечественной войны, указанным в подпунктах 2-3 пункта 1 статьи 2 Закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ; о признании ветераном боевых действий, указанным в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ; о признании инвалидом Великой Отечественной войны или инвалидом боевых действий (инвалидом войны); о признании членом семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий либо приравненных к ним лиц.
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации; удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя); о смерти кормильца; подтверждающие родственные отношения с погибшим (умершим) кормильцем; подтверждающие нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении погибшего (умершего) кормильца; подтверждающие, что нетрудоспособный член семьи имеет право на пенсию по случаю потери кормильца.
Из вышеприведенного следует, что на ДД.ММ.ГГГГ в пенсионном деле Даниловой Г.Ф. имелись все необходимые документы.
Вопреки утверждениям пенсионного органа у истца не было необходимости предоставления документа в подтверждение причинно-следственной связи смерти мужа с полученным им ранением, поскольку ранее действующим законодательством такие требования не устанавливались. В пенсионном деле Даниловой Г.Ф. имеются сведения о том, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, инвалида III группы, получившим ранение на фронте, о чем имеются документы как истца, так и ее мужа, и соответствующее удостоверение; ей назначена пенсия по потери кормильца как члену семьи военнослужащего, погибшего при защите СССР. До 1995 года истец являлся получателем компенсационных выплат и получателем единовременных выплат как участник Великой Отечественной войны.
Указанные документы предоставлялись Даниловой Г.Ф. в органы социального обеспечения "адрес" при переезде на постоянное место жительство, где ей было выдано новое пенсионное удостоверение без истребования каких-либо дополнительных документов.
Доводы представителя пенсионного органа об отсутствии, первоначально у органов социального обеспечения, а затем и у Пенсионного фонда, сведений о наличии у Даниловой Г.Ф. документа о льготах, противоречат фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела.
Так установлено, что с 2004 года истец включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на льготы и на меры социальные поддержки, установленные статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах", как член семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Внесение соответствующих сведений невозможно было бы в случае отсутствия у Даниловой Г.Ф. справки о льготах от 1977 года. То, что копии справки не оказалось в пенсионном деле истца, не может быть вменено Даниловой Г.Ф., на которую не возложены контролирующие функции. Напротив, именно на органы Пенсионного фонда в соответствии с Порядком ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 ноября 2004 года N 195, возложена обязанность по сверке, проверке и обмену информацией с органами исполнительной власти.
Решение о назначении Даниловой Г.Ф. ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ принималось ответчиком на основании сведений органа социального обеспечения, и не носило заявительный характер, что также свидетельствует о том, что имеющиеся в пенсионным деле документы были достаточны для принятия такого решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленного Даниловой Г.Ф. иска.
Доводы представителя Пенсионного фонда о том, что поскольку Определение Конституционного Суда Российской Федерации вступило в силу со дня его провозглашения 4 апреля 2007 года, обратной силы не имеет, поэтому новое правовое истолкование нормативных положений Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, выявленное Конституционным Судом Российской Федерации, должно применяться только с этой даты, основан на не правильном толковании норм права.
Определение Конституционного Суда от 4 апреля 2007 года N 331-О-П "По жалобе граждански Уваровой В. Н. на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 19 статьи 44 и пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержит положений, устанавливающих порядок вступления его в силу, сроки и особенности его исполнения.
Кроме этого, из его текста следует, что выявленный конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Данным Определением не установлены какие-либо льготы, а констатировано неправильное применение законов Российской Федерации, регулирующих спорные отношения. Оно предполагает, что толкование вышеприведенных норм, касающихся ежемесячной денежной выплаты участникам Великой Отечественной войны, действует не с момента принятия указанного Определения, а с момента вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, то есть с 1 января 2005 года.
Правовая позиция, выраженная в указанном Определении, имеет общее значение, поэтому указанные правовые нормы не могут истолковываться и применяться вопреки их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации, во избежание нарушения прав и свобод граждан.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 19 марта 2013 года изменить, обязав Пенсионный фонд Российской Федерации отделение (Государственное учреждение) по Астраханской области Управление (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе установить и производить Даниловой Г. Ф. ежемесячную денежную выплату как участнику Великой Отечественной войны с 1 января 2005 года. В остальной части решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.