Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Усенко О.А., Сорокиной О.А. ,
при секретаре Васильевой Е.Д.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе администрации города Астрахани Управления земельными ресурсами
на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 11 марта 2013 года
по иску прокурора Трусовского района г.Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Астрахань" об обязании принять меры к постановке на регистрационный учет объекта недвижимого имущества ,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Трусовского района г.Астрахани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Астрахань" об обязании принять меры к постановке на регистрационный учет объекта бесхозного недвижимого имущества - общественного кладбища, указав, что прокуратурой Трусовского района г. Астрахани проведена проверка по вопросу нарушения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе, которой установлено, что по адресу: "адрес" (микрорайон " В."), неограниченным кругом лиц для захоронения тел умерших используется земельный участок площадью, ориентировочно 10 га. По сообщению структурных подразделений администрации г. Астрахани данный земельный участок никаким организациям в пользование не передан, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области на государственном кадастровом учете не состоит, в реестре муниципального имущества г. Астрахани указанный земельный участок не значится. Таким образом, данный земельный участок с расположенным на нем кладбищем не имеет собственника, используется для захоронения тел умерших неограниченным кругом лиц, являются бесхозяйным объектом недвижимого имущества. П росил обязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" принять меры к постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, объекта бесхозного недвижимого имущества - общественного кладбища, расположенного на земельном участке площадью 10 га (ориентировочно) по адресу: "адрес" (микрорайон " В.").
Впоследствии исковые требования уточнены, просил обязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" принять меры к постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество объекта недвижимого имущества - земельного участка площадью 10 га (ориентировочно) с расположенным на нем кладбищем по адресу: "адрес" (микрорайон " В.").
Определением Трусовского районного суда г.Астрахани от 10 января 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Управление муниципального имущества администрации г.Астрахани, Управление Россреестра по Астраханской области.
Определением Трусовского районного суда г.Астрахани от 28 января 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено Управление земельными ресурсами администрации г.Астрахани.
В судебном заседании с тарший помощник прокурора Трусовского района г. Астрахани Тлеулеева С.Р. исковые требования поддержала, уточнив в части размера земельного участка, просила обязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" принять меры к постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество объекта недвижимого имущества - земельного участка площадью 8 га (ориентировочно) с расположенным на нем кладбищем по адресу: "адрес" (микрорайон " В.").
Представитель ответчика администрации города Астрахани и Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани Рясов Д.В. в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству Абрамян Р.Т. возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления муниципального имущества администрации города Астрахани Коновалов А.С. возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Росреестра по Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом.
Решением Кировского районного суда Астраханской области от 11 марта 2013 года исковые требования прокурора Трусовского района г.Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Астрахань" об обязании принять меры к постановке на регистрационный учет объекта недвижимого имущества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управлением земельными ресурсами администрации г.Астрахани ставится вопрос об отмене решения в связи с нарушением норм материального и процессуального права, считает, что о тсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Таким образом, земельные участки, расположенные в границах муниципального образования "Город Астрахань", в том числе земельный участок по "адрес" находятся в их ведении.
На заседание судебной коллегии не явились представители Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству, Управления муниципального имущества администрации города Астрахани, Управления Росреестра по Астраханской области , сведений об уважительности причин отсутствия не представили. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителя Управления земельными ресурсами администрации г.Астрахани Рясова Д.В. , поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Петрову О.Н. о законности принятого решения, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в ней доводам.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.1.0.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к компетенции местного поселения относятся вопросы, связанные с организацией ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона N 8-ФЗ установлено, что места погребения могут быть государственные, муниципальные. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (часть 1 статьи 18). Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 16).
В соответствии с пунктом 1.1. Положения об администрации города Астрахани, утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 29.06 2006 N 100 администрация города Астрахани является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Астрахани.
Согласно подпункту 32 пункта 2.2 данного Положения администрация города, выполняя исполнительно-распорядительные функции в рамках имеющихся полномочий, ведает кладбищами, расположенными на территории города, включая планировку территории, обеспечивающую свободный доступ граждан к местам захоронений, обеспечивает содержание в надлежащем состоянии иных мест захоронения.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что по адресу: "адрес" (микрорайон В.) на участке ориентировочно площадью 8 га расположено кладбище, которое, согласно акту обследования, используется неограниченным кругом лиц для захоронения умерших граждан, кладбище не имеет ограждений, доступ к нему не ограничен, административные постройки на прилегающей к кладбищу территории отсутствуют. Администрацией г.Астрахани кладбище на баланс не поставлено, регистрация захоронений не ведется, разрешения на захоронения не выдаются, финансирование благоустройства кладбищ не осуществляется.
Данные обстоятельства подтверждаются и сообщениями Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации города Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ, Управления муниципального имущества Администрации города Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ, Управления земельными ресурсами Администрации города Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ за N, филиала ФГБУ "ФКП Россреестра" по Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, исходя из вышеприведенной нормы закона, следует, что кладбища являются объектами недвижимого имущества, которые прочно связаны с землей и отвечают признакам недвижимого имущества.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что о тсутствие собственника общественного кладбища влечет невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку оно оказывает экологическую нагрузку на окружающую среду.
Доводы апелляционной жалобы Управлением земельными ресурсами администрации г.Астрахани о том, о тсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими , поскольку земельные участки, расположенные в границах муниципального образования "Город Астрахань", в том числе земельный участок по "адрес" находятся в их ведении являются несостоятельны, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал доказательства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом не допущено .
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 11 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельными ресурсами администрации г.Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.