Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Шустовой Т.П., Сорокиной О.А. ,
при секретаре Васильевой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе Сорокина А.Р.
на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 06 марта 2013 года
по гражданскому делу по заявлению Сорокина А.Р. об оспаривании бездействия Правительства Астраханской области,
УСТАНОВИЛА:
Сорокин А.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Правительства Астраханской области, указав, что он является неработающим инвалидом второй группы ДД.ММ.ГГГГ он отказался от получения набора социальных услуг, представляемых инвалидам всех групп и категорий за счет средств бюджета Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года "О государственной социальной помощи". Сорокин А.Р. обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по вопросу лекарственного обеспечения. На указанное обращение Сорокину А.Р. был дан ответ в письме Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он как неработающий инвалид второй группы вправе получать бесплатное лекарственное обеспечение одновременно по двум основаниям, а именно финансируемое из двух различных источников: бюджет РФ и бюджет субъекта РФ. Таким образом, при отказе от получения набора социальных услуг, представляемых инвалидам всех групп и категорий за счет средств бюджета Российской Федерации он сохраняет право получать лекарственные препараты, предоставляемые за счет средств бюджета субъекта РФ. Одновременно, законодательство Астраханской области не позволяет ему воспользоваться данным правом в полной мере, так как получать лекарственные препараты, предоставляемые за счет средств бюджета Астраханской области он не имеет возможности, поскольку законодательством Астраханской области не урегулирован порядок предоставления лекарственного обеспечения неработающим инвалидам второй группы за счет средств бюджета Астраханской области. Так ДД.ММ.ГГГГ врачом медицинской организации, работающей в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Астраханской области на 2012 год при оказании Сорокину А.Р. амбулаторной медицинской помощи медицинской помощи назначены лекарственные препараты "Сульфасалазин" и "Феназепам". Указанные препараты присутствуют в территориальном перечне лекарственных препаратов, предоставляемых гражданам бесплатно в рамках территориальной Программы. Однако, рецепт был выписан по форме, которая предполагает отпуск названных лекарственных средств за полную стоимость. Оформлять рецепт по форме необходимой для получения лекарств бесплатно лечащий врач отказался. Причины отказа были указаны в письме главного врача Больницы П.В.А., согласно которому одной из причин является отказ Сорокина А.Р. от получения набора социальных услуг, представляемых инвалидам всех групп и категорий за счет средств бюджета Российской Федерации, а также, что на территории Астраханской области нет нормативно-правого акта, принятого исполнительным органом государственной власти, который определял бы порядок обеспечения лекарственными средствами неработающих инвалидов второй группы за счет средств областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства от 30.07.1994 года N890. По мнению заявителя, правовые основания для издания Правительством Астраханской области отсутствующего нормативно-правового акта имеются не только в Федеральном законодательстве, но и в законодательстве Астраханской области. Сущность оснований заключается в том, что и Приложение N 15 (Перечень лекарственных препаратов) и Приложение N 7 (в части определяющей источник финансового обеспечения названного Перечня лекарственных препаратов, как бюджетные ассигнования бюджета Астраханской области) являются по мнению заявителя производными от Федерального "Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно" (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890), в котором группа населения "неработающие инвалиды второй-группы" присутствует. Таким образом, Правительство Астраханской области не издавая акт, регулирующий порядок обеспечения лекарственными препаратами неработающих инвалидов второй группы за счет бюджетных ассигнований бюджета Астраханской области создало препятствия к осуществлению им права на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, предоставляемыми за счет средств бюджета Астраханской области, нарушает его права иметь, владеть и пользоваться имуществом, законно причитающимся ему, лекарственными препаратами, предоставляемые при амбулаторном лечении, финансируемые из средств областного бюджета в соответствии с территориальной Программой. В связи с чем просил суд признать незаконным бездействие Правительства Астраханской области по не изданию акта регулирующего порядок обеспечения лекарственными препаратами неработающих инвалидов второй группы за счет бюджетных ассигнований бюджета Астраханской области, обязав Правительство Астраханской области устранить в полном объеме препятствие к осуществлению его права на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами бесплатно, за счет средств бюджета Астраханской области, обязав Правительство Астраханской области устранить в полном объеме нарушение его права иметь, владеть и пользоваться его имуществом, гарантированное ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации и положениями статьи 1 Протокола N 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В судебном заседании Сорокин А.Р. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Правительства Астраханской области Донцова М.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Министерства здравоохранения Астраханской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражая против удовлетворения заявленных требований.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 06 марта 2013 года требования Сорокина А.Р. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Сорокина А.Р. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, поскольку Российской Федерацией (в лице Минздравсоцразвития РФ) признано право заявителя на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами за счет средств бюджета субъекта РФ "Астраханская область", Российская Федерация ( в лице правительства Астраханской области) не соблюдает его вышеназванное право, Российская Федерация (в лице Трусовского районного суда г.Астрахани) не защитила его вышеназванное право.
На заседание судебной коллегии Сорокин А.Р. и представитель Министерства здравоохранения Астраханской области не явились. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителя Правительства Астраханской области, Донцову М.Г., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение
Согласно частям 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, з аконы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76.
Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что в ысший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения.
Согласно части 1 статьи 26 Закона Астраханской области от 09.04.2007 N 21/2007-ОЗ "Устав Астраханской области" Правительство Астраханской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области.
Частью 6 статьи 22 Закона Астраханской области от 05.06.2009 N 42/2009-ОЗ "О Правительстве Астраханской области" установлены полномочия Правительства Астраханской области в социальной сфере и здравоохранении, в реализации единой государственной политики в сфере охраны здоровья населения и фармацевтической деятельности на территории Астраханской области, гарантии и доступность медицинской помощи в объеме медико-экономических стандартов, эффективное использование научного потенциала в целях улучшения здоровья населения.
В соответствии со статьей 3 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
Статьей 16 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено, что к п олномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
На территории Астраханской области обеспечение лекарствами отдельных категорий граждан регулируется Постановлением Правительства Астраханской области от 16.11.2007 N 498-П "Об обеспечении лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов отдельных категорий граждан на территории Астраханской области", которое принято в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", законом Астраханской области от 27.12.2004 N 68/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан".
Таким образом, отношения по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде предоставления им набора социальных услуг, в состав которого включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, регламентированы специальным Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в развитие которого в том числе принято и Постановление Правительства Астраханской области N 498-П.
Указанным Постановлением Правительства Астраханской области утвержден, в том числе Порядок обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Сорокин А.Р. отказался в полном объеме от получения набора социальных услуг, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, в соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В силу статьи 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
На территории Астраханской области действует постановление Правительства Астраханской области от 25.12.2012 N 590-П "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", согласно которому счет средств бюджетных ассигнований бюджета Астраханской области осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Классификатор категорий заболеваний, утвержденный оспариваемым постановлением, содержит наименования заболеваний, учтенных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 в качестве социально значимых заболеваний и представляющих опасность для окружающих.
Заявитель Сорокин А.Р. согласно представленной справке N от ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом второй степени ограничения способности к трудовой деятельности, по общему заболеванию бессрочно. Установленное Сорокину А.Р. заболевание не относится к социально значимым и представляющим опасность для окружающих заболеваниям.
Статьей 2 Закона Астраханской области от 27.12.2004 N 68/2004-ОЗ " О социальной поддержке отдельных категорий граждан" определены категории получателей мер социальной поддержки, при этом инвалиды в указанную категорию лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета Астраханской "адрес", не входят.
Отказывая в удовлетворении требований Сорокина А.Р., суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что принятие Правительством Астраханской области отдельного нормативного правового акта, регулирующего порядок обеспечения лекарственными препаратами неработающих инвалидов второй группы за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Астраханской области Федеральным законодательством не предусмотрено, а действия по изданию подобного нормативно-правового акта противоречило бы вышеупомянутым Постановлениям Правительства Российской Федерации и, следовательно, бездействие Правительства Астраханской области по не изданию акта, регулирующего порядок обеспечения лекарственными препаратами неработающих инвалидов второй группы за счет бюджетных ассигнований бюджета Астраханской области отсутствует.
Доводы жалобы направлены на иное толкование норм права и иную оценку обстоятельств дела, что в данном случае не влечет за собой отмену решения суда. Выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, проверив судебное решение в пределах доводов жалоб, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 06 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сорокина А.Р. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.