Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.
судей областного суда Шустовой Т.П., Степина А.Б.
при секретаре Боковой А.Д.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе Администрации Ленинского района г. Астрахани
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 21 февраля 2013 года по заявлению прокурора Ленинского района г. Астрахани к администрации города Астрахани, третьему лицу администрации Ленинского района г. Астрахани о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Астрахани обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации г. Астрахани незаконным, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Астрахани проведена проверка по факту обнаружения несанкционированных свалок, в ходе которой установлены места массового скопления твердых бытовых отходов и строительного мусора, а именно по " ... ", в районе " ... ", площадью 100 кв.м.; в районе дома N, площадью 400 кв.м. по " ... "; в районе дома N площадью 150 кв.м. по " ... ". В связи с чем просили суд признать бездействие администрации города Астрахани в лице администрации Ленинского района г. Астрахани в части непринятия мер по организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок размещения отходов производства и потребления, расположенных по вышеуказанным адресам незаконным и обязать администрацию Ленинского района г. Астрахани организовать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок в течение 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель истца, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства не явился.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель администрации г. Астрахани в лице администрации Ленинского района г. Астрахани Панова О.В. в удовлетворении заявления просила отказать, пояснив суду, что в настоящее время все свалки ликвидированы.
Решением Кировского районного суда Астраханской области от 21 февраля 2013 года требования прокурора Ленинского района г. Астрахани удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрацией Ленинского района г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения в связи с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а так же выводов изложенных в решении суда не соответствующих обстоятельствам дела, поскольку несанкционированная свалка ликвидирована, в связи с этим правовых оснований для удовлетворения иска прокурора у суда не имелось.
На заседание судебной коллегии представитель администрации г. Астрахани не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, прокурора Петрову О.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что прокуратурой Ленинского района г. Астрахани по факту обнаружения несанкционированных свалок мусора, расположенных в " ... ", в районе дома N " ... ", в районе дома N; " ... ", в районе дома N проведена проверка в ходе которой установлено, что на момент обследования территории в период с " ... " по " ... ", установлены места массового скопления твердых бытовых отходов по " ... ", в районе дома N, площадью 100 кв.м. (стеклянные и пластиковые бутылки, целлофановые упаковки и пакеты, картонные коробки, сухие ветки деревьев, строительный мусор), а так же аналогичные места массового скопления твердых бытовых отходов и строительного мусора выявлены по " ... ", в районе дома N, площадью 200 кв. и по " ... ", в районе дома N, площадью 150 кв.м.
В силу статьи 12 Устава муниципального образования "Город Астрахань", утвержденного 06.07.2004 решением Совета МО "Город Астрахань", к вопросам местного значения города Астрахани относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 1.4. постановления мэра г. Астрахани от 24.05.2010 N 3527-а-м, управление благоустройства и озеленения администрации г. Астрахани в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Астраханской области, Уставом муниципального образования "Город Астрахань", иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г. Астрахани.
На основании пункта 3.1. постановления мэра г. Астрахани от 24.05.2010 N 3527-а-м в соответствии с возложенными задачами управление благоустройства и озеленения администрации г. Астрахани осуществляет функции заказчика из средств городского бюджета в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.
Согласно пункту 3.4. положения об отделе эксплуатации объектов благоустройства управления благоустройства и озеленения администрации г. Астрахани, утвержденного постановлением мэра г. Астрахани от 24.05.2010 N 3527-а-м, отдел эксплуатации объектов благоустройства осуществляет функции организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок и контроль за их проведением.
Согласно распоряжению и.о. мэра г. Астрахани от 02.02.2012 N 48-р "О передаче отдельных полномочий управлением благоустройства и озеленения города и управлением по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города администрациям районов города" управлением благоустройства и озеленения администрации г. Астрахани полномочия по проведению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок и контроль за их проведением переданы администрациям районов г. Астрахани.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд правомерно возложил на администрацию Ленинского района г. Астрахани обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов и производства потребления, поскольку в соответствии с действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения, и соответствующие органы местного самоуправления обязаны решать данные вопросы.
Довод представителя администрации Ленинского района г. Астрахани в той части, что на момент рассмотрения дела, все несанкционированные свалки были ликвидированы, в связи с чем нельзя говорить об их бездействии, являются не состоятельными, поскольку из представленных в материалы дела фотографий следует, что на момент рассмотрения дела несанкционированные свалки отходов и производства потребления имелись и в полном объеме сбор и вывоз мусора произведен не был. В связи с этим данное обстоятельство не может свидетельствовать о надлежащем выполнении администрацией Ленинского района г. Астрахани возложенных на нее функций.
Учитывая установленные обстоятельства и приведенные нормы закона, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 21 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ленинского района г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.