Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Костиной Л.И.
судей областного суда: Авериной Е.Г. и Лапшиной Л.Б.
при секретаре: Курбановой М.Р.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 6 февраля 2013 года по делу по иску Караевой С.М. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани о признании решения незаконным, включении в стаж работы некоторых периодов,
УСТАНОВИЛА:
Караева СМ. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани (ГУ-УПФ РФ в Кировском районе) N от 17 июля 2012 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения ввиду недостаточности специального стажа. Из подсчета льготного стажа исключены периоды работы в должностях фельдшера скорой помощи, медицинской сестры в войсковой части, фельдшера здравпункта " ... ", фельдшера в Обществе с ограниченной ответственностью (ООО) " ... " Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, с учетом уточнения иска, просила суд включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж, в том числе в льготном исчислении как один год три месяца за один год работы, взыскать с ответчика уплаченную государственную пошлину в сумме 200 рублей.
В судебном заседании истец Караева СМ. участия не принимала.
В судебном заседании представитель истца Зуев СН. иск поддержал, представитель ГУ-УПФ РФ в Кировском районе Зайсунова И.П. иск не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 6 февраля 2013 года исковые требования Караевой СМ. удовлетворены в части включения в льготный стаж в календарном исчислении периодов работы в должностях медицинской сестры в войсковой части N, фельдшера здравпункта " ... " завода, фельдшера здравпункта ООО " ... " взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Кировском районе ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку справка военного комиссариата, подтверждающая период работы истца в должности медицинской сестры, не уточняет особый характер работ. Пенсионным фондом обоснованно не включены в льготный стаж периоды работы в должностях фельдшера здравпункта " ... " завода, фельдшера ООО " ... " поскольку учреждения не поименованы соответствующими Списками. Кроме того, консервный завод не является учреждением здравоохранения.
На заседание судебной коллегии истец Караева СМ. и её представитель Зуева С.Н. не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не представили, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителя ГУ-У.ПФ РФ в Кировском районе Сушко А.10., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.п.20 ч.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеназванного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, следует, что решением ГУ-УПФ РФ в Кировском районе N от 17 июля 2012 года Караевой СМ. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в связи с отсутствием достаточного специального стажа. Из подсчета льготного стажа исключен период прохождения военной службы по контракту через " ... " " ... " в войсковой части (военном госпитале) в должности медицинской сестры терапевтического отделения с ... года по ... года, поскольку справка военного комиссариата не уточняет особый характер работ. Также из льготного стажа исключены периоды работы в должности фельдшера здравпункта " ... " завода: с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, со ... года по ... года; в должности фельдшера ООО " ... " со ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, поскольку учреждения не поименованы соответствующими Списками. Консервные заводы не относятся к лечебным учреждениям.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в льготный стаж периода прохождения истцом военной службы по контракту в войсковой части (военном госпитале) в должности медицинской сестры терапевтического отделения с ... года по ... года, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об обоснованности иска по следующим основаниям.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшем до 1 ноября 1999 года, в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включалась служба по специальности в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов (абзац 3 части 2 Постановления).
Таким образом, за периоды, выработанные до 1 ноября 1999 года, то есть до введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов в календарном исчислении.
Согласно справке отдела Военного комиссариата Астраханской области по Харабалинскому району N от ... года Караева СМ. проходила военную службу по контракту с ... года по ... года в войсковой части N (военный госпиталь) в должности медицинской сестры терапевтического отделения.
Учитывая вышеизложенное, период службы Караевой. СМ. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права Караевой СМ. на социальное обеспечение.
Доводы жалобы об отсутствии в справке военного комиссариата особых условий труда не может являться основанием к отказу во включении в ее специальный стаж данного периода деятельности, имевшего место до 1 ноября 1999 года.
Также судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы в части необоснованного включения районным судом периодов работы в должностях фельдшера здравпункта " ... " завода и ООО " ... " по следующим основаниям.
В период работы Караевой СМ. в должности фельдшера здравпункта " ... " завода и ООО " ... " Советом Министров РСФСР были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, от 6 сентября 1991 года N 464, согласно пункту 1 которого право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматриваются должности фельдшеры - все независимо от наименования должности, а также учреждение -фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты.
Из записей в трудовой книжке следует, что Караева СМ. ... года принята на должность фельдшера в здравпункт АООТ " ... " ... года уволена в порядке перевода, ... года принята на должность фельдшера в здравпункт ООО " ... " ... года уволена, ... года принята на должность фельдшера в здравпункт ООО " ... " и ... года уволена по собственному желанию.
Сведения о работе истца в ООО " ... " также содержатся в архивной справке администрации Муниципального образования " """ от ... года.
Доводы жалобы о том, что учреждения, в которых осуществляла трудовую деятельность истец в должности фельдшера, не поименованы соответствующими Списками не влекут отмену судебного решения.
В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года, указаны здравпункты (врачебные, фельдшерские) являющиеся структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся (п. 15).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 627 от 7 октября 2005 года, утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пункт 5 которого предусматривает, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Здравпункты независимо от того являются они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями организаций отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
Таким образом, законодательством предусмотрено включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии работы в должности фельдшера здравпунктом в здравпунктах, не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями иных организаций.
Ограничение права истца на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в статье 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законодательством не определены ограничения на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере здравоохранения, в связи с чем, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о признании незаконным отказа пенсионного фонда в назначении пенсии заявителю, поскольку пенсия за выслугу лет работникам здравоохранения должна назначаться в зависимости от вида деятельности.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 6 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.