Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей Поляковой К.В., Лапшиной Л.Б.,
при секретаре Каримовой Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани
на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 29 января 2013 года
по иску Редько И.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным в части исключения из подсчета специального и страхового стажа периодов работы, возложении обязанности по включению в подсчет специального и страхового стажа периодов работы,
УСТАНОВИЛА:
Редько И.Н. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что Управлением Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию отсутствия специального стажа, из подсчета которого исключены периоды ее работы с 01.10.1987 по 24.12.1987 года, с 04.01.1988 по 02.05.1989 года, с 06.08.1990 по 12.01.1992 года, с 01.01.1993 по 03.01.1993 года, с 01.01.1994 по 02.01.1994 года, с 01.01.1995 по 03.01.1995 года, с 01.01.1996 по 02.01.1996 года, с 01.01.1997 по 01.05.1998 года в должности заведующей здравпункта Городской поликлиники N (ГБУЗ АО "Городская поликлиника N); с 01.05.1998 по 31.08.1998 года, с 01.09.1998 по 30.09.1998 года в должности заведующей здравпункта ОАО Мясной комбинат " "данные изъяты""; с 01.10.1998 по 15.12.1998 года в должности заведующей здравпунктом ОАО ПКФ " "данные изъяты""; с 16.12.1998 по 08.04.2008 года, с 11.05.2008 по 05.04.2012 года в должности заведующей здравпунктом ЗАО "Хлебозавод "данные изъяты"" (ООО Хлебозавод " "данные изъяты""), а также периоды прохождения курсов повышения квалификации с 06.02.1995 года по 28.03.1995 года и с 09.04.2008 по 10.05.2008 года. С отказом не согласна, поскольку в оспариваемый период она работала на видах работ, дающих ей право на досрочное назначение пенсии. Просит включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, спорные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию с 26 июля 2012 года.
В судебном заседании Редько И.Н. и ее представитель адвокат Оноприенко Н.А. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Трусовском районе г. Астрахани Голинко Н.Н. иск не признала.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 29 января 2013 года исковые требования Редько И.Н. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Трусовском районе г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку должность заведующего здравпунктом и организации, в которых работал истец, не поименованы Списком профессий и должностей; доказательств, подтверждающих полную занятость в оспариваемые периоды, не имеется.
На заседание судебной коллегии представитель пенсионного органа не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения Редько И.Н. и ее представителя адвоката Оноприенко Н.А., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
Установлено, что решением комиссии по назначению пенсий Управления Пенсионного Фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани N 117 от 17 октября 2012 года Редько И.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию отсутствия требуемого стажа, в подсчет которого не включены периоды ее работы 01.10.1987 по 24.12.1987 года, с 04.01.1988 по 02.05.1989 года, с 06.08.1990 по 12.01.1992 года, с 01.01.1993 по 03.01.1993 года, с 01.01.1994 по 02.01.1994 года, с 01.01.1995 по 03.01.1995 года, с 01.01.1996 по 02.01.1996 года, с 01.01.1997 по 01.05.1998 года в должности заведующей здравпункта Городской поликлиники N (ГБУЗ АО "Городская поликлиника N); с 01.05.1998 по 31.08.1998 года, с 01.09.1998 по 30.09.1998 года в должности заведующей здравпункта ОАО Мясной комбинат " "данные изъяты""; с 01.10.1998 по 15.12.1998 года в должности заведующей здравпунктом ОАО ПКФ " "данные изъяты""; с 16.12.1998 по 08.04.2008 года, с 11.05.2008 по 05.04.2012 года в должности заведующей здравпунктом ЗАО "Хлебозавод "данные изъяты"" (ООО Хлебозавод " "данные изъяты""), а также периоды прохождения курсов повышения квалификации с 06.02.1995 года по 28.03.1995 года и с 09.04.2008 по 10.05.2008 года.
Признавая отказ Пенсионного фонда незаконным, районный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 названной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Согласно пункту 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а именно на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Включая в подсчет льготного стажа периоды работы Редько И.Н. в должности заведующей здравпунктом Городской поликлиники N, ОАО Мясной комбинат " "данные изъяты"", ОАО ПКФ " "данные изъяты", ЗАО "Хлебозавод "данные изъяты"", районный суд исходил из того, что факт работы истца в данной должности подтверждается записями трудовой книжки, справками работодателя, копиями книги приказов, архивными справками, лицевыми счетами, штатным расписанием.
Из должностной инструкции, исследованной в судебном заседании, усматривается, что Редько И.Н. в спорные периоды времени осуществляла лечебную деятельность, оказывая доврачебную, а также профилактическую медицинскую помощь работникам предприятий.
Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, утратившему силу после 1 октября 1993 года, поименованы должности медицинской сестры и фельдшера. Среди учреждений поименованы амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, в том числе здравпункты.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, действовавшем с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Кроме этого суд правомерно сослался на письмо Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000 года N 3948/1-17, 06-25/8625, в соответствии с которым при исчислении стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 1 ноября 1999 года, применяется номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от ноября 1999 года N 395, согласно Примечанию к которому, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Указанное свидетельствует о том, что здравпункты, независимо от того являлись ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями предприятий, в спорный период были отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
При таких обстоятельствах районный суд правомерно включил в подсчет специального стажа периоды работы истца в должности заведующей здравпунктом.
Основанными на нормах закона находит судебная коллегия и выводы суда первой инстанции о включении в льготный стаж времени прохождения Редько И.Н. курсов повышения квалификации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Из анализа вышеприведенной нормы следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, исключение из стажа истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов обучения на курсах повышения квалификации незаконно, в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Установив данные обстоятельства, районный суд пришел к правильному выводу о незаконности принятого пенсионным органом решения.
Доказательств тому, что в спорные периоды времени истица выполняла свои должностные обязанности на условиях неполной занятости, представителем пенсионного органа не представлено, а невыполнение страхователями требований ФЗ от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 29 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.