Судья Астраханского областного суда Усенко О.А., при секретаре судебного заседания Чорной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования министерства образования и науки Астраханской области Кузнецовой Н.В. на постановление Трусовского районного суда г.Астрахани от 01 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Астрахани "Детский сад комбинированного вида N96",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Трусовского районного суда г.Астрахани от 01 апреля 2013 года юридическое лицо - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Астрахани "Детский сад комбинированного вида N96" (далее МБДОУ г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N96") признано виновным с совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее КоАП РФ) и освобождено от административной ответственности с прекращением производства по делу ввиду малозначительности административного правонарушения, с объявлением устного замечания.
В жалобе должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении ставит вопрос об отмене постановления суда, поскольку выявленные обстоятельства, установленные в ходе проведения проверки свидетельствуют о наличии в действиях привлеченного лица признаков состава административного правонарушения и не могут быть квалифицированы как малозначительные.
Выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Кузнецову Н.В., поддержавшую доводы жалобы, законного представителя МБДОУ г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N96" заведующую Вереину О.Ю., просившую оставить постановление судьи без изменения, проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи не нахожу.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с Федеральными законами "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "Об образовании" образовательная деятельность подлежит лицензированию. Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности".
В соответствии пунктом 6 указанного Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, относятся нарушения, установленные подпунктами "а", "б", "г" пункта 5 Положения, а также повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "в" и "д" пункта 5 Положения.
Подпунктом "б" пункта 5 Положения установлено, что одним из лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
В соответствии с п.19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года N 2562, содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с п. 2.5 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки от 23 ноября 2009 года N 655, Программа должна состоять из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
- согласно п.п.5 п.2.14 Федеральных требований обязательная часть Программы должна содержать следующие раздел "Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
- согласно п.п.6 п.2.14 Федеральных требований обязательная часть Программы должна содержать следующие раздел "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы".
- согласно п.п.1 п. 3.1 Федеральных требований пояснительная записка Программы должна раскрывать возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
- согласно п.п.1 п. 3.2 Федеральных требований раздел "Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении" должен включать описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.
Материалами дела установлено, что 06 марта 2013 года министерством образования и науки Астраханской области на основании приказа министра N44-н от 30 января 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения МБДОУ г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N96".
В ходе проверки установлено, что в данном образовательном учреждении утверждена образовательная программа (протокол заседания педагогического совета от 13.11.2012 года N), которая не соответствует требованиям законодательства (федеральным требованиям).
Так, в нарушение вышеуказанных положений Федеральных требований в обязательной части образовательной программы МБДОУ г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N96" отсутствуют разделы "Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования" и "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы". Пояснительная записка программы учреждения не раскрывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, а раздел программы "Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении" не включает описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.
На основании акта N от 06 марта 2013 года по результатам проверки главным специалистом отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования министерства образования и науки Астраханской области Кузнецовой Н.В. составлен протокол N от 06 марта 2013 года об административном правонарушении в отношении МБДОУ г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N", из которого следует, что факты, установленные в ходе проверки, указывают на наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Исходя из требований Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, Положения о лицензировании образовательной деятельности и наличия в материалах дела доказательств нарушения юридическим лицом лицензионных требований и условий, судья признал МБДОУ г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Выводы суда о наличии в действиях МБДОУ г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 г. N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вопреки доводам жалобы, судьей дана надлежащая оценка характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, и с учетом того, что выявленные нарушения каких-либо вредных последствий не повлекли, не представляют существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, обоснованно признал совершенное МБДОУ г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N96" правонарушение малозначительным и освободил его на основании статьи 2.9 КоАП РФ от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного постановления, не допущено.
При таких обстоятельствах постановление является законным и обоснованным, а жалоба - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Трусовского районного суда г.Астрахани от 01 апреля 2013 года оставить без изменения, жалобу главного специалиста отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования министерства образования и науки Астраханской области Кузнецовой Н.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.