Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 27 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Лавровой С.Е.,
судей областного суда: Степина А.Б., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Харченко Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Астраханской области по доверенности Братчиковой Н.В. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Астраханской области о признании незаконным бездействия в части невыполнения мероприятий по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений, возложении обязанности по приведению сибиреязвенного скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными и санитарно-эпидемиологическими правилами,
УСТАНОВИЛА:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением к Правительству Астраханской области о признании незаконным бездействия в части невыполнения мероприятий по обеспечению безопасности сибиреязвенного захоронения, расположенного в границах муниципального образования " " ... " сельсовет" " ... " района Астраханской области. Прокурор указывает в заявлении, что в нарушение ветеринарно-санитарных и санитарно-эпидемиологических правил сибиреязвенный скотомогильник не оканавлен, не огорожен двухметровым глухим забором, что не исключает случайный доступ людей и животных на его территорию, создавая угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека. Правительством Астраханской области не приняты меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, в части надлежащего обустройства скотомогильника, в связи с чем прокурор просил суд обязать Правительство Астраханской области привести сибиреязвенный скотомогильник в соответствие с ветеринарно-санитарными и санитарно-эпидемиологическими правилами путем ограждения его глухим забором высотой не менее 2-х метров и траншеей.
В судебном заседании прокурор Круглов Д.А. и представитель Управления Россельхознадзора по Астраханской области по доверенности Шиянова Н.А. заявление поддержали в полном объеме.
Представители Правительства Астраханской области по доверенности Братчикова Н.В. и Кушалиева А.Д. заявление не признали, в его удовлетворении просили отказать.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ заявление Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Астраханской области удовлетворено в полном объеме. Бездействие Правительства Астраханской области в части невыполнения мероприятий по обеспечению безопасности сибиреязвенного захоронения признано незаконным, на Правительство Астраханской области возложена обязанность по приведению сибиреязвенного скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными и санитарно-эпидемиологическими правилами путем ограждения его глухим забором высотой не менее 2-х метров и траншеей.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Астраханской области по доверенности Братчикова Н.В. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы указывает на те же обстоятельства, на которых основывала свои возражения в суде первой инстанции, мотивируя тем, что в силу пункта 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов оборудование скотомогильника возложено на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых он находится. Сибиреязвенное захоронение расположено на территории муниципального образования " " ... " сельсовет", в связи с чем, по мнению Братчиковой Н.В., ответственность за его обустройство несет администрация указанного муниципального образования. Поскольку органам местного самоуправления ежегодно выделяются денежные средства на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, то обустройство скотомогильника может являться расходным обязательством местной администрации. Правительство Астраханской области, по мнению Братчиковой Н.В., в части соблюдения на территории скотомогильника ветеринарно-санитарных правил не бездействует, поскольку служба ветеринарии, входящая в систему органов исполнительной власти Астраханской области, проводит ежегодные проверки биотермических ям. Утверждена комплексная долгосрочная целевая программа "Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на " ... " годы и перспективу до " ... " года", где в программные мероприятия входит устройство современных скотомогильников, биотермических ям и крематоров. Отсутствуют доказательства того, что скотомогильник не находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем возложение обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами на Правительство Астраханской области необоснованно.
На заседание судебной коллегии представители Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры, Правительства Астраханской области, Управления Россельхознадзора по Астраханской области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте слушания по делу, не явились. С учетом надлежащего извещения сторон и в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Как следует из материалов дела, в границах муниципального образования " " ... " сельсовет" " ... " района Астраханской области юго-восточнее от животноводческой фермы КФХ " ... "., в " ... " км западнее " ... ", в " ... " км от река " ... " расположено почвенное захоронение биологических отходов с сибирской язвой (сибиреязвенный скотомогильник). Территория скотомогильника не оканавлена, не огорожена двухметровым глухим забором, что подтверждается протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник N от ДД.ММ.ГГГГ, актами проверок от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, районный суд правильно учитывал, что в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статьям 5,6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации мероприятий по предупреждению, ликвидации болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 названного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. В этой связи, вопросы обустройства скотомогильника (биотермической ямы) в целях предупреждения, ликвидации болезней, общих для человека и животных, законом возлагаются на субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения пункта 6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного решения. К полномочиям местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию, если скотомогильник находится в ее ведении. Данный пункт Правил не предусматривает возложение ответственности на местную администрацию при отсутствии установленных законом оснований. Из материалов дела следует, что биотермическая яма, расположенная в границах муниципального образования " " ... " сельсовет", в муниципальной собственности либо на балансе местной администрации не находится. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника местной администрации не передавались, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения в части возложения на Правительство Астраханской области обязанности по приведению сибиреязвенного захоронения в соответствие с ветеринарными и санитарными правилами не основаны на нормах права. Учитывая требования закона, судебная коллегия считает, что при удовлетворении заявления прокурора суд первой инстанции обосновано исходил из того, что в собственность или ведение местной администрации скотомогильник не передавался, на балансе администрации не состоит, полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника местной администрации не переданы, спорный скотомогильник не подлежит обращению в муниципальную собственность. Районный суд правильно указал, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеринарии" федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий (статья 3.1). Правительство Российской Федерации постановлением от 19 июня 1994 года N 706 утвердило Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации. Согласно данному Положению Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации на основе действующего законодательства издает правила, инструкции, указания и другие нормативные документы ветеринарного законодательства. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации (руководитель Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации) 4 декабря 1995 года. Правила относятся к ветеринарному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. В нарушение пункта 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов, утвержденных 4 декабря 1995 года главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации, пункта 4.1 СП 3.1.089-96 ВП 13.3.1320-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва" территория скотомогильника не оканавлена по периметру, отсутствует ограждение в виде двухметрового глухого забора и специальный указатель. Районный суд обоснованно посчитал, что вышеизложенные требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Правительством Астраханской области не выполняются, меры по надлежащему оборудованию и содержанию сибиреязвенного скотомогильника не принимаются. Принятая ДД.ММ.ГГГГ Правительством Астраханской области комплексная долгосрочная программа "Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на " ... " годы и перспективу до " ... " года" не является нормативно-правовым актом. Данная программа носит декларативный характер и не содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение, прекращение существующих правоотношений. Более того, комплексная программа предусматривает создание новых, отвечающих ветеринарно-санитарным требованиям скотомогильников, а не обустройство уже существующих почвенных сибиреязвенных захоронений.
Не основаны на законе и доводы апелляционной жалобы о возможности возложения на Российскую Федерацию обязанности по приведению сибиреязвенного скотомогильника в соответствие с ветеринарными и санитарными правилами. Сведения о нахождении спорного скотомогильника в собственности Российской Федерации отсутствуют, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством именно субъектов Российской Федерации, которые самостоятельно решают вопросы организации мероприятий по предупреждению, ликвидации болезней, общих для человека и животных, к каковым относится сибирская язва.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неверному толкованию норм материального права, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось Правительство Астраханской области в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Правительства Астраханской области по доверенности Братчиковой Н.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.