Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Ожеговой И.Б. и Лапшиной Л.Б.
при секретаре: Харченко Г.Ф.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Хейло Д.В. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 декабря 2012 года по иску Хейло Д.В. к Правительству Астраханской области с привлечением третьих лиц -Министерство социального развития и труда Астраханской области, Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Жилищного управления администрации г. Астрахани о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Хейло Д.В. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что является ветераном боевых действий в Чеченской Республике и имеет право на льготы, предусмотренные ФЗ "О ветеранах". С 26 декабря 2000 года состоит в сводном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счёт средств федерального бюджета. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, просил суд возложить на ответчика обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение.
Истец Хейло Д.В., представитель ответчика- Правительства Астраханской области участия в судебном заседании не принимали.
В судебном заседании представитель истца Еорбунова Г.К. иск поддержала, представители третьих лиц - Жилищного управления администрации г. Астрахани Свирепова Л.В., Министерства социального развития и труда Астраханской области Лаптев А.А., Министерства строительства и дорожного хозяйства Кайдалова Ю.В. полагали исковые требования необоснованными.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 20 декабря 2012 года в удовлетворении иска Хейло Д.В. отказано.
В апелляционной жалобе Хейло Д.В. ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что при обращении в Министерство социального развития и труда Астраханской области ему было отказано в предоставлении субсидии или жилого помещения, поскольку Управление по жилищной политике администрации г. Астрахани не подавало документов для включения истца в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств Федерального бюджета. Суд первой инстанции не установил объективные факты и не истребовал доказательства по делу, что повлекло к принятию незаконного и необоснованного решения.
На заседание судебной коллегии истец Хейло Д.В., представитель ответчика Правительства Астраханской области, представители третьих лиц - Жилищного управления администрации г. Астрахани, Министерства социального развития и труда Астраханской области не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснение представителя истца Горбуновой Г.К., поддержавшей доводы жалобы, представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Володина Е.Ю., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Федеральный закон N 5) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в качестве меры социальной поддержки предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 23.2 Федерального закона N 5 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
На основании п. 3.2 ст. 23.2 Федерального закона N 5 по письменным заявлениям указанных в пп. 3 п. 3 ст. 23.2 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Хейло Д.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии БК N от ..года.
Распоряжением администрации Трусовского района г. Астрахани Nр от 26 декабря 2000 года Хейло Д.В. включён в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счёт средств федерального бюджета 26 декабря 2000 года.
Из письма Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани от 17 июля 2009 года следует, что законных оснований по предоставлению истцу вне очереди жилого помещения нет. Хейло Д.В. стоит в льготной очередности под номером 85.
По сообщению Жилищного управления администрации г. Астрахани от 7 августа 2012 года номер очередности Хейло Д.В. по состоянию на 2012 год- 84.
Основывая свои требования, истец указывает на то, что с 2000 года ему не предоставлено благоустроенное жилое помещение, в связи с чем ставит требования о предоставлении жилья вне очереди на основании положений Федерального закона N 5.
Однако данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11.1).
Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 23.2 Закона).
Указанным Федеральным законом субъектам Российской Федерации передаются полномочия по обеспечению жильем ветеранов, в том числе и ветеранов боевых действий.
Статьёй 32 Закона Астраханской области N 75/2006-03 от 10 октября 2006 года "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", предусмотрено, что жилыми помещениями обеспечиваются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Вышеуказанным гражданам, мера социальной поддержки предоставляется на приобретение (строительство) жилья на территории Астраханской области в виде социальной выплаты (ч. 3 ст. 32 Закона Астраханской области N 75/2006-03).
Хейло Д.В. выразил своё согласие на получение субсидии на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета, а также обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, что подтверждается вступившим в законную силу решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 22 июля 2009 года, которым удовлетворено заявление Хейло Д.В. о включении в сводный список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Из сообщения Министерства социального развития и труда Астраханской области от 4 сентября 2012 года следует, что Хейло Д.В. включен в сводный список, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета (дата постановки 26 декабря 2000 года). Комиссией по обеспечению жильём отдельных категорий граждан рассматриваются учётные дела ветеранов боевых действий -участников Чеченских событий, вставших на учёт в 1996-1997 годах. Хейло Д.В. разъяснено, что рассмотрение вопроса по предоставлению социальной выплаты будет осуществлено при подходе очередности по мере рассмотрения дел ветеранов с соответствующей датой постановки на учёт.
Ввиду того, что субъектам Российской Федерации предоставлено право определять форму предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в виде предоставления жилого помещения, либо субсидии на приобретение жилья и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) и субсидий, а Закон Астраханской области N 75/2006-03 от 10 октября 2006 года "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" предусматривает обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, суд первой инстанции правильно пришёл к выводу об отказе в удовлетворении иска в связи с отсутствием правовых оснований.
Суд всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства и материалы дела, дал обоснованную оценку их состоятельности в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Хейло Дмитрия Владимировича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.