Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Коробченко Н. В., Усенко О. А.
при секретаре Боковой А. Д.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Правительства Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2012 года по делу по заявлению прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры об оспаривании бездействия Правительства Астраханской области,
УСТАНОВИЛА:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что проведена плановая проверка исполнения требований ветеринарного законодательства при размещении на территории муниципального образования " "данные изъяты" " Наримановского района Астраханской области сибиреязвенных захоронений. В ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования " Барановский сельсовет " расположен сибиреязвенный скотомогильник, не отвечающий установленным требованиям, а именно: сибиреязвенный скотомогильник, расположенный с восточной стороны "адрес", в 150 метрах от действующего сельского кладбища и граничащий с северной и южной стороны с частными подворьями не оканавлен, не огражден двухметровым глухим забором, что не исключает случайный доступ людей и животных на территорию объекта. Указанный скотомогильник в собственности и на балансе органов местного самоуправления и Правительства Астраханской области не находится. В нарушение требований законодательства Правительством Астраханской области не принимаются меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, в связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие Правительства Астраханской области по непринятию мер по предупреждению болезней, общих для человека и животных, в части не выполнения мероприятий по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в соответствии с действующими ветеринарно - санитарными правилами и возложить на Правительство Астраханской области обязанность принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения сибиреязвенного скотомогильника, расположенного восточной стороны "адрес", в 150 метрах от действующего сельского кладбища и граничащий с северной и южной стороны с частными подворьями в соответствии с ветеринарно - санитарными правилами и санитарно - эпидемиологическими правилами, а именно: оградить глухим забором не менее 2-х метров; с внутренней стороны забора по всему периметру ограничить траншеей глубиной 0.8 - 1.4 метра и шириной не менее 1.5 с устройством вала из вынутого грунта, исключающим случайный доступ людей и животных, обозначить табличками с надписью " Сибирская язва ".
В судебном заседании прокурор Круглов Д. А., представитель Управления Россельхознадзора по Астраханской области - Шиянова Н. А. заявление поддержали. Представители Правительства Астраханской области - Братчикова Н. В., Кушалиева А. Д. просили в заявлении отказать.
Решением Кировского районного уда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие Правительства Астраханской области по непринятию мер по предупреждению болезней, общих для человека и животных, в части не выполнения мероприятий по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в соответствии с действующими ветеринарно - санитарными правилами, на Правительство Астраханской области возложена обязанность принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения сибиреязвенного скотомогильника, расположенного восточной стороны "адрес", в 150 метрах от действующего сельского кладбища и граничащий с северной и южной стороны с частными подворьями в соответствии с ветеринарно - санитарными правилами и санитарно - эпидемиологическими правилами, а именно: оградить глухим забором не менее 2-х метров; с внутренней стороны забора по всему периметру ограничить траншеей глубиной 0.8 - 1.4 метра и шириной не менее 1.5 с устройством вала из вынутого грунта, исключающим случайный доступ людей и животных, обозначить табличками с надписью " Сибирская язва ".
В апелляционной жалобе Правительства Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права, в обоснование жалобы указано, то в соответствии с действующим законодательством ответственность за обустройство скотомогильника несет орган местного самоуправления, на чьих землях расположено данное захоронение, со стороны органов местного самоуправления в адрес Правительства ни разу не поступала информация о необходимости взять на баланс, либо обустроить и содержать сибиреязвенные захоронения, несостоятельными являются выводы суда о не принятии со стороны Правительства Астраханской области мер об обустройстве сибиреязвенных захоронений, так как проверка захоронений проводится не менее двух раз в год, также утверждена комплексная долгосрочная целевая программа, кроме того, суду не представлены доказательства того, что скотомогильники и земельные участки под ними находятся в федеральной собственности.
Выслушав представителей Правительства Астраханской области - Донцову М. Г., Братчикову Н. В., поддержавшую доводы жалобы, представителя Управления Россельхознадзора по Астраханской области - Ниянову Н. А., прокурора Завадину О. Н., возражавших относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Обращение в суд ФИО2 межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенно круга лиц вызвано несоблюдением требований действующего законодательства об устройстве, санитарном состоянии и оборудовании скотомогильника, что влечет угрозу обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучии населения. Отсутствие ограждений скотомогильника, а также соответствующих предупреждающих табличек представляет опасность для здоровья населения и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, приводит к ущемлению прав граждан на благоприятную окружающую; среду и на безопасные условия проживания, может причинить вред их жизни здоровью.
Из дела видно, что в ходе проведенной прокурором проверки установлено, что в границах муниципального образования " Барановский сельсовет " расположен сибиреязвенный скотомогильник, не отвечающий установленным требованиям, а именно: сибиреязвенный скотомогильник, расположенный с восточной стороны "адрес", в 150 метрах от действующего сельского кладбища и граничащий с северной и южной стороны с частными подворьями не оканавлен, не огражден двухметровым глухим забором, что не исключает случайный доступ людей и животных на территорию объекта.
Указанные нарушения подтверждаются протоколом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, актами проверок специалистов службы ветеринарии о состоянии скотомогильников - сибиреязвенных захоронений, ветеринарно - санитарными карточками.
Судом установлено, что указанный сибиреязвенный скотомогильник в государственной собственности ФИО2 "адрес" не числится.
Права на скотомогильник, расположенный в границах муниципального образования " Барановский сельсовет " с восточной стороны "адрес", в 150 метрах от действующего сельского кладбища и граничащий с северной и южной стороны с частными подворьями в Едином государственном реестре прав не зарегистрированы.
Сведения об отнесении данного объекта к федеральной собственности у Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Астраханской области отсутствуют.
В муниципальной собственности Наримановского района Астраханской области указанный сибиреязвенный скотомогильник не находится.
Таким образом, скотомогильник бесхозяйный, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории муниципального образования и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.
Согласно статей 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ " О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения ", полномочиями в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий, согласно подпункта " ц " пункта 2 статьи 26. 11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники
Возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральной закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " не предусматривает, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно - эпидемиологического надзора.
Судом установлено, что имеющееся на территории муниципального образования место захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального района не состоит, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.
В силу пункта 7. 1 Санитарно-эпидемиологических правил СП р. 1.7.2629-10 " Профилактика сибирской язвы ", организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Астраханской области " О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера " к полномочиям Правительства Астраханской области относятся: принятие нормативных правовых актов в области защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций; обеспечение подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, обеспечение их проведения; обеспечение финансирования мероприятий в области защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
Судом установлено, что Постановлением Правительства Астраханской области от 29 сентября 2011 года утверждена областная целевая программа " О комплексной долгосрочной целевой программе " Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года ", в рамках которой предусмотрено, что утилизация биологических отходов должна производится на ветеринарно - санитарных утилизационных заводах и в специализированных печах, однако, в наиболее отдаленных населенных пунктах Астраханской области специализированные утилизационные заводы и печи не имеются, также зачастую отсутствуют или находятся в ненадлежащем состоянии скотомогильники и биотермические ямы.
Изложенное свидетельствует о том, что Правительство Астраханской области подтверждает обстоятельства, указанные в иске прокурора.
Прокурор заявляет требования об организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, для чего просит обязать правительство организовать работы по возведению забора вокруг скотомогильника и установлению предупреждающих табличек.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что данные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как именно Правительство Астраханской области, как исполнительная власть субъекта Российской Федерации, осуществляет организацию мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений.
Основываясь на вышеуказанных юридически значимых обстоятельствах во взаимосвязи с правильным применением положений норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в возлагается только на местную администрацию, в ведении которой находится такой объект, не может быть признан обоснованным, поскольку полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 1311-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ ", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку они приводились ответчиком в обоснование возражений на предъявленные требования и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, приведенным доводам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований сомневаться в правильности оценки у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись Баранов Г. В.
Судьи областного суда: подпись Коробченко Н. В.
подпись Усенко О. А.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.