Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Степина А.Б., Сорокиной О.А.
при секретаре Васильевой Е.Д.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело
по апелляционной жалобе администрации г. Астрахани,
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 26 декабря 2012 года
по заявлению Давлетовой Л. М. о признании недействующим в части нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛА:
Давлетова Л.М. обратилась в суд с заявлением в порядке статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании пункта 7 Приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков в год, расположенных на территории г. Астрахани, дифференцированные по видам разрешенного использования, выраженные в процентах" к постановлению администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 9 апреля 2012 года N 3027 "Об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, используемые на территории г. Астрахани" недействующим в части указания на исключение металлических гаражей, указав в обоснование своих доводов, что пунктом 7 Приложения N1 к постановлению администрации г. Астрахани от 9 апреля 2012года N 3027 установлена базовая ставка арендной платы для иных видов гаражей (за исключением металлических) в размере 1,1 % кадастровой стоимости земельного участка. Данное постановление, по мнению заявителя, подлежит признанию недействующим в части, поскольку издано в нарушение Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленного Постановлением Правительства Астраханской области от 1 февраля 2008 года N 26-П.
В соответствии с пунктом 2.2. Постановления Правительства Астраханской области от 1 февраля 2008 года N 26-П размер арендной платы устанавливается и дифференцируется с учетом: вида разрешенного использования земельного участка 1 категории земель, и иных показателей, характеризующих вид деятельности арендатора. Из чего следует, что размер арендной платы не зависит от вида имущества, расположенного на арендуемом земельном участке. Тогда как, в нарушение пункта 2.2. указанного Порядка, пунктом 7 приложения N 1 постановления администрации г. Астрахани от 9 апреля 2012года N 3027, базовые ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для одного вида разрешенного использования - для эксплуатации гаражей, незаконно установлены в зависимости от вида гаражей.
Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое постановление издано неправомочным органом, поскольку в нарушение части 1 и части 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Город Астрахань" администрация г. Астрахани полномочием по распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, право собственности на которые не разграничено, не наделена., в установленном законом порядке постановление от 9 апреля 2012 года N 3027 опубликовано не было. Являясь членом гаражного кооператива "Волга", владельцем металлического гаража оспариваемым постановлением нарушены её имущественные интересы как гражданина, поскольку повлекли существенное увеличение арендной платы, препятствующее эксплуатации гаража в личных целях.
Заявитель Давлетова Л.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Передера А.А. требования поддержал, просил заявление удовлетворить в полном объеме, дополнительно указав, что оспариваемое постановление не соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582.
Представитель администрации г. Астрахани Зеленский А.Н. требования не признал, указав, что требование заявителя о внесении изменений в пункт 7 приложения N 1 к постановлению администрации г. Астрахани от 9 апреля 2012 года являются необоснованными, поскольку вышеуказанным постановлением установлены ставки арендной платы под кирпичные гаражи, то есть данное постановление не распространяет свое действие на металлические гаражи, и соответственно не нарушает права истца.
Представитель Финансово-казначейского управления администрации г.Астрахани в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 26 декабря 2012 года заявление Давлетовой Л.М. о признании недействующим в части нормативного правого акта удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норма материального и процессуального права, поскольку полагает, оспариваемое постановление Администрации г. Астрахани не нарушает права заявителя, так как установленные им базовые ставки арендной платы не распространяются на металлические гаражи, более того отсутствуют какие-либо доказательства несоответствия данного нормативно-правового акта закону или иному правовому акту имеющему большую юридическую силу.
На заседание судебной коллегии не явились извещенные надлежащим образом заявитель Давлетова Л.М. и представитель Финансово-казначейского управления администрации г.Астрахани, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, мнение прокурора Петровой О.Н., представителя заявителя Передера А.А., полагавших решение суда не подлежащим отмене, представителя администрации г. Астрахани Зеленского А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии с пунктом "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которым отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставления по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Постановлением Правительства Астраханской области от 01 февраля 2008 года N 26-П утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии пунктом 2.2 Постановления Правительства Астраханской области от 01 февраля 2008 года N 26-П размер арендной платы устанавливается и дифференцируется с учетом вида разрешенного использования земельного участка 1 категории земель, и иных показателей, характеризующих вид деятельности арендатора.
Следовательно, размер арендной платы не зависит от вида имущества, расположенного на арендуемом земельном участке.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности установления постановлением администрации города Астрахани от 09 апреля 2012 года. N 3027 базовой ставки арендной платы за земельные участки, используемые на территории г. Астрахани в зависимости от вида гаражей (пункт 7 Приложения N 1 за исключением металлических гаражей).
Постановлением администрации г. Астрахани от 09 апреля 2012 года N 3027 "Об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, используемые на территории г. Астрахани" (пункт 7 Приложения N1 к данному постановлению "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков в год, расположенных на территории г. Астрахани, дифференцированные по видам разрешенного использования, выраженные в процентах"), установлена базовая ставка арендной платы за земельные участки, занимаемые гаражами (индивидуальными и в составе гаражных кооперативов) для хранения индивидуального автотранспорта для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, подъездами к ним, в том числе парковками автотранспортных средств (за исключением металлических) в размере 1,1%.
Вместе с тем, Постановлением администрации г. Астрахани от 31 мая 2011года N 4363 "Об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, используемые на территории г. Астрахани" для эксплуатации металлических гаражей" установлена базовая ставка арендной платы за использование земельных участков в год, расположенных на территории г. Астрахани и предоставленных для эксплуатации металлических гаражей (индивидуальных и в составе гаражных кооперативов) и подъездов к ним, в размере 4% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией г. Астрахани при осуществлении оспариваемого регулирования допущены нарушения принципов экономической обоснованности и принцип запрета необоснованных предпочтений, поскольку установление базовых ставок арендной платы за земельные участки одной доходности, и одной категории - земли поселений, предоставленные для одного вида разрешенного использования - для эксплуатации гаражей, в зависимости от вида, расположенных на земельном участке гаражей (кирпичные и металлические), противоречит установленным федеральным законодательством (Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582) принципу экономической обоснованности определения арендной платы.
Кроме того, дифференциацией размера арендной платы в зависимости от вида гаражей создаются дискриминационные условия для использования гаражей (индивидуальных и в составе гаражных кооперативов) для хранения индивидуального автотранспорта для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, подъездами к ним, выражающиеся в установлении различной платы за аренду земельных участков, относящихся к одному виду разрешенного использования, что также противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений, предполагающему, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Согласно части 6 статьи 43 Федерального закона N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
Постановлением мэра г. Астрахани от 16 мая 2007 года N 1826-м "Об официальном опубликовании нормативных правовых и распорядительных органов и должностных лиц местного самоуправления г. Астрахани" в качестве официального периодического издания нормативных правовых и распорядительных органов и должностных лиц местного самоуправления г.Астрахани определены газета "Горожанин" и (или) приложение к ней -городской информационный бюллетень "ПЛЮС четыре".
Постановление администрации г. Астрахани от 09 апреля 2012 года N 3027 "Об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, используемые на территории г. Астрахани" размещено в приложении к газете - городском информационном бюллетене "ПЛЮС четыре" N 25 от 20 апреля 2012 года.
Следовательно, администрацией г. Астрахани оспариваемое постановление издано в пределах своей компетенции и опубликовано в официальном печатном издании органа местного самоуправления - городском информационном бюллетене "ПЛЮС четыре".
Доводы жалобы направлены на иное толкование норм права и иную оценку обстоятельств дела, что в данном случае не влечет за собой отмену решения суда. Выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, проверив судебное решение в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 26 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.