Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Белякова А.А.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Авериной Е.Г.,
при секретаре Харченко Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани
на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 18 декабря 2012 года
по иску Джафаровой И.Э.к к Государственному учреждению управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани о признании незаконным отказа включения в страховой стаж периодов работы,
УСТАНОВИЛА:
Джафарова И.Э. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением пенсионных органов ей отказано во включении в страховой стаж периодов работы с 10 августа 1973 года по 15 июля 1975 года, с 19 сентября 1975 года по 12 сентября 1984 года на коврово-суконном комбинате им. М.Д. Гусейнова в связи с отсутствием справок, подтверждающих стаж работы, и периода работы с 1 декабря 1986 года по 1 июля 2002 года на Кировобадском швейно-производственном объединении, так как наименование предприятия в печати на записи об увольнении не соответствует названию организации при зачислении Джафаровой И.Э. на работу. Период работы в "адрес" с 1 января 1991 года по 31 декабря 2001 года исключен из страхового стажа для определения права на пенсию, а также из стажа для конвертации пенсионных прав.
Данное решение истец считает незаконным, нарушающим его права на пенсионное обеспечение, просит признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани от 25 апреля 2012 года N 45 незаконным, включить указанные периоды работы в ее страховой стаж, принять для расчета пенсионного капитала и произвести расчет пенсионного капитала по справке о заработной плате N 22 от 17 апреля 2012 года за период работы с 1979 года по 1984 год на коврово-суконном комбинате им. М.Д. ГШусейнова, назначив пенсию по старости с 6 февраля 2012 года.
В судебном заседании Джафарова И.Э. поддержала исковые требования, представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани Голинко Н.Н. иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 18 декабря 2012 года исковые требования Джафаровой И.Э. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения в части включения в страховой стаж Джафаровой И.Э. периода работы с 10 августа 1973 года по 15 июля 1975 года, с 19 сентября 1975 года по 12 сентября 1984 года на коврово-суконном комбинате имени М.Д. Гусейнова и с 1 декабря 1980 года по 31 декабря 1990 года на Кировобадском швейно-производственном объединении, так как справки по данным периодам работы не были представлены в трехмесячный срок в пенсионный орган и не были предметом рассмотрения при решении вопроса о назначении пенсии по старости.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани Голинко Н.Н., поддержавшую жалобу, Джафарову И.Э., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Из материалов дела следует, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани N 45 от 25 апреля 2012 года в страховой стаж Джафаровой И.Э. для назначения пенсии по старости включен период работы с 20 августа 2007 года по 31 декабря 2010 года предпринимателем.
Периоды работы с 10 августа 1973 года по 15 июля 1975 года, с 19 сентября 1975 года по 12 сентября 1984 года работы истца на коврово-суконном комбинате имени М.Д. Гусейнова исключены из подсчета страхового стажа, в связи с нарушениями правил ведения трудовой книжки.
Трудовая книжка Джафаровой И.Э. заведена в нарушение законодательства 1 ноября 1984 года, а содержит записи о периодах работы с 1973 года.
Периоды работы с 1 декабря 1986 года по 1 июля 2002 года на Кировобадском швейно - производственном объединении также исключены из подсчета страхового стажа, так как в трудовой книжке не содержится сведений о переименовании предприятия, наименование предприятия в печати за записи об увольнении не соответствует наименованию предприятия при приеме Джафаровой И.Э. на работу.
Удовлетворяя исковые требования истца, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к следующему.
Вопросы пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, регулируются федеральным законодательством и Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р (в редакции от 28 января 2005 года) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств -республик бывшего СССР".
На основании пунктов 8, 9 данного Распоряжения, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16).
Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.
Аналогичный порядок исчисления общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав применяется в отношении граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные отношения в области пенсионного обеспечения. При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР (письмо Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 г. N 1-369-18).для определения праваюьт14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который применяется с 16 октября 2011 года.
Периоды работы Джафаровой И.Э. в на коврово-суконном комбинате имени М.Д. Гусейнова подтверждаются не только трудовой книжкой, но и справкой о заработной плате от 17 апреля 2012 года, выданной Департаментом приватизации государственного имущества Министерства экономического развития Азербайджанской республики.
Работа Джафаровой И.Э. с 1 декабря 1986 года по 1 января 1991 года по 1 июля 2002 года на Кировобадском швейно-производственном объединении подтверждается трудовой книжкой истца, показаниями свидетеля Гасанова Э.З,, его трудовой книжкой.
Указания пенсионного фонда на то, что трудовая книжка Джафаровой И.Э. не содержит сведений о переименовании Кировобадского швейно- производственного объединения в Государственный концерн "Товары для народа" Гянджинское швейно- производственное объединение не могут служить основанием для отказа во включении данного периода работы в страховой стаж, поскольку порядок ведения трудовых книжек определялся ранее Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Гоструда СССР от 20 июня 1974 года N 162.
Ненадлежащее исполнение работодателем обязанностей по соблюдению инструкции по ведению трудовых книжек является виной работодателя и не может являться основанием к отказу во включении истцу спорных периодов в страховой стаж и назначения пенсии по старости с учетом имеющегося страхового стажа.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел в обоснованному выводу о признании решения пенсионного органа незаконным и включении указанных периодов работы истца в страховой стаж для конвертации пенсионных прав и назначении трудовой пенсии по старости с 6 февраля 2012 года.
Выводы суда согласуются с действующим законодательством и Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, и в силу данного конституционного принципа различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Доводы апелляционной жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани о нарушении судом норм материального права и незаконного включения в страховой стаж Джафаровой И.Э. спорных периодов по тем основаниям, что справка о заработной плате была ею представлена только в суд. В пенсионный орган в установленный трехмесячный срок данная справка не представлялась и не являлась предметом рассмотрения, являются несостоятельными, поскольку в соответствии со статьями 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства являются предметом оценки суда, и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства.
Поскольку доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 18 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.