Брянского областного суда в составе:
председательствующего судьи Супроненко И.И.,
судей областного суда Шкобеневой Г.В., Алейниковой С.А.,
при секретаре Шепеленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2013 года по докладу судьи Алейниковой С.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Главы Дятьковской городской администрации М.С.А. на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 11 марта 2013 года по заявлению П.М.К. о признании незаконным решения городской жилищно-бытовой комиссии Дятьковской городской администрации,
УСТАНОВИЛА:
П.М.К. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что решением жилищно-бытовой комиссии Дятьковской городской администрации ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
С данным решением он не согласен, так как в администрацию города Дятьково представил все необходимые документы, подтверждающие его право на улучшение жилищных условий, а именно: удостоверение "данные изъяты", пенсионное удостоверение, справка МСЭ-2006, справка о составе семьи, справки БТИ, справка отдела социальной защиты населения.
Своего жилья, находящегося у него в собственности, он не имеет, проживает в настоящее время в доме принадлежащем дочери, площадью которого составляет 69,9 кв.м. Кроме него в доме проживают еще шесть человек, то есть на каждого приходится 9,9 кв.м общей площади, что меньше учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании города Дятьково (12 кв.м на одного человека).
Просил признать решение городской жилищно-бытовой комиссии Дятьковской городской администрации незаконным и обязать поставить его на учет в Дятьковской городской администрации как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением суда от 11 марта 2013 года заявление П.М.К. удовлетворено.
Суд признал решение жилищно-бытовой комиссии администрации города Дятьково Брянской области от 15 ноября 2012 года об отказе П.М.К. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязал Дятьковскую городскую администрацию Брянской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В апелляционной жалобе глава Дятьковской городской администрации М.С.А. просит решение суда отменить, поскольку оно принято с нарушением норм процессуального и материального права, неправильным определением обстоятельств имеющих значения для дела, и просит принять новое решение.
Считает, что заявителем намерено ухудшены жилищные условия, поскольку решением суда от 19 апреля 2010г. заявителю отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 24 января 2011г. в доме дочери заявителя были зарегистрированы внук заявителя с супругой и ребенком. В результате чего этого обеспеченность жилой площадью членов семьи заявителей стала менее учетной нормы 12 кв.м, то есть по 10 кв.м (69,9 кв.м : 7 чел.).
Кроме того, после состоявшегося решения комиссии супруг дочери заявителя продал принадлежащую ему благоустроенную квартиру, площадью 32,2 кв.м, о чем заявитель не поставил в известность жилищную комиссию.
В письменных возражениях представитель истца К.М.В. просит решение Дятьковского городского суда от 11 марта 2013г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи облсуда Алейниковой С.А., объяснения представителя Дятьковской городской администрации Брянской области по доверенности Р.О.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя П.М.К. по доверенности К.М.В., возражающую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что П.М.К. является "данные изъяты", "данные изъяты".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам "данные изъяты", нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. "данные изъяты" имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Частью 3 и 5 статьи 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
29 октября 2012г. П.М.К. обратился в Дятьковскую городскую администрацию с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
15 ноября 2012г. состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии Дятьковской городской администрации Брянской области, по решению которой ему отказано в принятии на учет по тому основанию, что обеспеченность П.М.К. и членов его семьи жилой площадью составляет по 14,6 кв.м. на каждого, что больше учетной нормы, установленной решением Дятьковского городского Совета народных депутатов от 4 мая 2006г. N (12 кв.м).
Кроме того, отказ мотивирован тем, что со стороны П.М.К. совершены намеренные действия, в результате которых его жилищные условия ухудшились.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данное решение жилищно-бытовой комиссии является незаконным.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель, согласно сведениям Дятьковского филиала ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" и Управления ФРС по Брянской области, не имеет прав на какие-либо объекты недвижимости не зарегистрированы.
С 12 сентября 2000г. он зарегистрирован и проживает в жилом "адрес".
Дом принадлежит дочери заявителя - З.В.М., право собственности которой возникло на основании договора купли-продажи от 26 июля 2000г.
Общая площадь дома составляет 69,9 кв.м.
Кроме него в доме зарегистрированы и проживают: его дочь (собственник) - З.В.М., зять - З.В.Н., внуки - З.Д.В. и З.Н.В., супруга внука - З.Ю.Н. и правнук - З.Е.Н., всего 7 человек.
Дата регистрации внука З.Н.В. с супругой и ребенком - 24 января 2011г.
Факт проживания всех указанных лиц в доме представитель Дятьковской городской администрации в судебном заседании не оспаривал.
Кроме того, жилищно-бытовой комиссией установлено, что в собственности супруга дочери заявителя - З.В.Н. имеется благоустроенное жилое помещение, общей площадью 33,1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обеспеченность заявителя жилой площадью на момент рассмотрения жилищно-бытовой комиссией вопроса постановки заявителя на жилищный учет составляла 14,7 кв.м (103 кв.м : 7 чел.), то есть более учетной нормы, поскольку суммированная общая жилая площадь составляет 103 кв.м (69,9 кв.м + 33,1 кв.м), а потому по состоянию на 15 ноября 2012г. основания для постановки заявителя на жилищный учет отсутствовали.
Таким образом, заявление в части признания решения жилищно-бытовой комиссии незаконным является необоснованным.
Вместе с тем, по делу установлено, что после рассмотрения жилищно-бытовой комиссией вопроса о постановке заявителя на жилищный учет супруг дочери заявителя - З.В.Н. по договору купли-продажи от 14 декабря 2012 года продал принадлежащее ему жилое помещение по адресу: "адрес".
Соответственно, в настоящее время обеспеченность заявителя и членов его семьи составляет 9,9 кв.м (69,9 кв.м : 7 чел.), что меньше учетной нормы, установленной решением Дятьковского городского Совета народных депутатов от 4 мая 2006 года N (12 кв.м).
При таких обстоятельствах и учитывая заявленные требования, апелляционная инстанция приходит к выводу о нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий, наличии у него права на реализацию меры социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах", и он подлежит постановке на жилищной учет в Дятьковской городской администрации.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
С учетом анализа вышеприведенной нормы права, апелляционная инстанция находит несостоятельным довод представителя городской администрации о намеренном ухудшении жилищных условий заявителем, поскольку доказательства, подтверждающие это, отсутствуют. Таких действий со стороны заявителя не установлено. Сам по себе факт регистрации внука с супругой и ребенком в жилом помещении, принадлежащем дочери заявителя, и продажа супругом дочери принадлежащей ему квартиры, не свидетельствует о намеренном ухудшении заявителем жилищных условий. В силу положений статьи 288 Гражданского кодекса РФ и статьи 31 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим ему жилым помещением.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция находит решение суда подлежащим отмене в части признания решения жилищно-бытовой комиссии от 15 ноября 2012 года.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дятьковского городского суда Брянской области от 11 марта 2013 года отменить в части признания незаконным решения городской жилищно-бытовой комиссии Дятьковской городской администрации Брянской области от 15 ноября 2012 года об отказе П.М.К. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и принять новое решение в этой части об отказе в удовлетворении данного требования.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Супроненко
Судьи облсуда Г.В. Шкобенева
С.А. Алейникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.