Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Супроненко И.И.,
судей областного суда Янишевской Л.В., Фроловой И.М.,
при секретаре ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2013 года по докладу судьи Янишевской Л.В. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Фокинского районного суда г.Брянска от 04 февраля 2013 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к ФИО3 о признании свидетельства о праве на наследство недействительным, об исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности на домовладение и земельный участок, признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к ФИО3, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО11, после смерти которой открылось наследство в виде жилого дома общей площадью 35,9 кв.м., расположенного по адресу: "адрес". При жизни ФИО11 завещала указанный дом ей, что подтверждается завещанием, составленным нотариусом четвертой Брянской государственной конторы от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в реестре за N. В установленный законом срок истец не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако фактически она его приняла: забрала из дома некоторые вещи, принадлежащие матери, в течение 40 дней после похорон проживала в доме и пользовалась имуществом, которое принадлежало умершей, приняла меры по сохранению наследственного имущества (забрав некоторые вещи), некоторое время пользовалась имуществом матери как своим собственным.
С 1982 года в доме матери был зарегистрирован брат истицы, ФИО12, который знал о составленном завещании в ее пользу. ДД.ММ.ГГГГ он умер, на день смерти брат проживал в браке с ФИО3 О смерти брата последняя ей не сообщила. Летом 2011 года истица приехала в г. Брянск, навестила ФИО3, некоторое время проживала в доме родителей.
ФИО3 зная о том, что дом принадлежит ей на основании завещания матери, скрыла от нотариуса данное обстоятельство, а также сведения о других наследниках. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 получила свидетельство о праве на наследство по закону, в котором жилой дом по адресу: "адрес" указан в качестве имущества, принадлежащего ФИО12
ФИО1 просила суд признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ гола, реестровый номер 4-6405, выданное на имя ФИО3; исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности на домовладение и земельный участок N по пе "адрес" на имя ФИО3; признать за ФИО1 право собственности на указанный жилой дом.
Ответчик ФИО3 и ее представитель по доверенности ФИО13 исковые требования не признали, указывая на то, что ФИО3 приняла наследство после своего мужа ФИО12, который при жизни вступил во владение спорным жилым домом, нес бремя его содержания, оплачивал необходимые платежи. Просили отказать истцу в удовлетворении исковых требований, находя причины пропуска срока для принятия наследства неуважительными, а требования незаконными и необоснованными, кроме того заявили о пропуске истцом срока исковой давности к требованиям о признании права собственности на жилой дом.
Решением Фокинского районного суда г.Брянска от 04 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. Полагает, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении судом норм материального права.
Заслушав доклад по делу судьи Янишевской Л.В., объяснения представителей ФИО1 - ФИО14, ФИО15, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО3 и представителя в ее интересах - ФИО13, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 546 ГК РСФСР, действовавшей на момент смерти ФИО11, для принятия наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Аналогичные положения содержит и действующее наследственное право.
Как установил суд, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 принадлежал жилой дом, общей полезной площадью 36 кв.м., в том числе жилой площадью 25,8 кв.м., с одним бревенчатым сараем, находящихся в п. "адрес", расположенных на земельном участке в 988 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти 11-М "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).
После смерти ФИО11 открылось наследство, состоящее из жилого дома N, расположенного по переулку "адрес".
При жизни ДД.ММ.ГГГГ наследодатель удостоверила завещание, согласно которому все свое имущество, в том числе и принадлежавший ей на праве собственности жилой дом завещала своей дочери ФИО1, данное завещание при жизни наследодателя изменено или отменено не было.
Из ответа нотариусов Брянского нотариального округа Брянской области ФИО16, ФИО17 усматривается, что по факту смерти ФИО11, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело не заводилось, свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно пункту 1 статьи 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер брат истицы ФИО12, который постоянно проживал в доме и как указал суд, фактически принял наследство.
Отказывая в иске ФИО1, суд пришел к выводу о том, что в установленный законом срок с заявлением о принятии открывшего наследства, после смерти ФИО12, к нотариусу обратилась его жена ФИО3 (ответчик по делу), что подтверждается сообщением нотариуса Брянского городского нотариального округа и заявлениями ФИО3, адресованными нотариусу, которой впоследствии выдано свидетельство о праве на наследство по закону.
Согласно ст. 72 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества.
В соответствии со ст.546 ГК РСФСР, для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытии наследства заявление о принятии наследства.
Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно пункту 101 Инструкции о нотариальных действиях (действовавшей на день открытия наследства) под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, свидетельствующим о принятии наследства, понимаются любые действия наследников по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддержание его в надлежащем состоянии, уплата налогов и других платежей и т.п.
Фактическое вступление во владение частью имущества рассматривалось как принятие всего наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.
Как указывает истица и что подтверждено в судебном заседании, в установленный законом шестимесячный срок она не обращалась к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство по завещанию, хотя фактически вступила во владение наследственным имуществом.
Как видно из материалов дела, в течение шести месяцев после смерти матери ФИО1 забрала из дома часть личных вещей принадлежащих умершей, в том числе: библию с закладками и записями сделанными матерью, фотографии, швейную ручную машинку "Подольск", полотенца, скатерти, постельное белье, отрезы материи и другое имущество. Указанное имущество она перевезла по месту постоянного жительства в "адрес".
Данные обстоятельства подтверждены показаниями свидетеля ФИО19, присутствовавшей на похоронах ФИО11, а также на поминках 9 дней и 40 дней, которые организовала ФИО1 в доме матери, в течение 40 дней после смерти матери она проживала в доме, ее брат ФИО12 рассказывал, что дом принадлежит сестре, так как мать завещала его ей.
Свидетель ФИО20 пояснила, что со слов ФИО11 она знает, что дом она завещала дочери ФИО1, так как сын пьет, ему нельзя оставлять дом. Она видела, что после похорон матери, которые организовала ФИО1, и проведении поминок она собирала сумки для отъезда на Украину, в которые укладывала постельное белье, скатерти, ручную швейную машинку и другие вещи.
В материалах дела имеются фотографии, представленные истицей, о хранении до настоящего времени вещей, взятых из дома матери, в том числе швейной машинки, постельного белья, скатерти.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд не дал им соответствующую юридическую оценку.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО1 фактически приняла наследство.
Кроме того, судом не учтено, что при жизни ФИО12 не претендовал на наследство в виде спорного жилого дома, в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства не обращался, утверждал, что дом принадлежит его сестре ФИО1, на которую мать удостоверила завещание. Оплачивал коммунальные услуги, поскольку с согласия сестры пользовался домом.
При обращении ФИО3 в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО12, как указал суд, принявшего наследство после смерти ФИО11, ФИО3 не указала наследников по закону первой очереди, в том числе сыновей умершей ФИО11 - ФИО22 и ФИО12, а также наследницу по завещанию - ФИО1
Также ФИО3 не сообщила нотариусу о наличии наследника после смерти ФИО12 его недееспособного сына, который находится в Трубчевском доме-интернате.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что требования ФИО1 к ФИО3 о признании свидетельства о праве на наследство недействительным и об исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности домовладение и земельный участок, признании права собственности на жилой дом подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда г.Брянска от 04 февраля 2013 года отменить.
Вынести новое решение.
Исковые требования ФИО1 к ФИО3 о признании свидетельства о праве на наследство недействительным и об исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности домовладение и земельный участок, признании права собственности на жилой дом удовлетворить.
Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер 4-6405, выданное ФИО23, временно исполняющей обязанности нотариуса Брянского нотариального округа Брянской области ФИО24, на имя ФИО3.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности на домовладение и земельный участок N по "адрес" на имя ФИО3.
Признать за ФИО1 право собственности на жилой дом N, расположенный по "адрес".
Председательствующий Супроненко И.И.,
Судьи облсуда Янишевская Л.В.,
Фролова И.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.