Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 04 июня 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Гоменок З.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В., Парамоновой Т.И.,
при секретаре Гинькиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Парамоновой Т.И. "04" июня 2013 года дело по апелляционной жалобе Прищеп У.И. на решение Советского районного суда г. Брянска от "28" марта 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социального защиты Российской Федерации, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области (переименовано Управление Социальной защиты населения Брянской области) о признании права на получение удостоверения инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за умершее лицо и обязании выдать удостоверение,
УСТАНОВИЛА:
Прищеп У.И. обратилась в суд с указанным иском к УСЗН Брянской области, ссылаясь на то, что является вдовой умершего ФИО10., которому 05.09.2011 г. при жизни была установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию, а после его смерти решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, от 13.12.2011 года была установлена причинная связь заболевания и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на ЧАЭС. Ссылаясь на отказ УСЗН Брянской области в выдаче удостоверения, истец просила признать за ней право на получение удостоверения инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС как вдовы умершего и обязать УСЗН Брянской области выдать удостоверение.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 18.01.2013 года к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты РФ.
28 марта 2013 года Советским районным судом г. Брянска по делу вынесено решение, которым в удовлетворении исковых требований Прищеп У.И. отказано.
В апелляционной жалобе Прищеп У.И. просила отменить вышеуказанное решение суда, полагает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Прищеп У.И. доводы апелляционной жалобы поддержала по основаниям изложенным в ней, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия - не представили, об отложении слушания по делу - не ходатайствовали, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Парамоновой Т.И., выслушав Прищеп У.И., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В суде установлено, что супруг истца ФИО3, являвшийся инвалидом второй группы по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Российского Межведомственного Экспертного совета от 13.12.2011 г. установлена причинная связь развившегося у него заболевания с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Российского Межведомственного Экспертного совета от 22.03.2012 г. установлена причинная связь его смерти с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что поскольку при жизни ФИО3 процедура оформления специального удостоверения не была завершена, причинная связь его заболевания с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на ЧАЭС установлена после его смерти, удостоверение инвалида - чернобыльца получено им не было, то его вдова (истец Прищеп У.И.) не имеет права на получение соответствующего удостоверения.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он сделан при неправильном толковании нормы материального права.
Согласно части 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.
Названная норма, по существу, устанавливает в качестве основания для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 960-О-П).
В связи с этим приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с частью 4 и 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для подтверждения правового статуса инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утверждены 8 декабря 2006 года приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации N 728/832/166н) граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относятся (в зависимости от категории граждан) удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности.
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения.
Как указал Конституционный суд РФ в определении от 16 декабря 2008 г. N 1085-О-П по жалобе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки ФИО2 частью 4 статьи 14 и частью 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий.
В противном случае процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации.
Из дела усматривается, что муж истца - ФИО3 при жизни - ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением об установлении ему причинной связи имевшегося у него заболевания и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, выразив таким образом свою волю по оформлению документов, подтверждающих статус инвалида-чернобыльца.
Факт обращения ФИО3 полностью подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, а ДД.ММ.ГГГГ, уже после его смерти, было вынесено соответствующее решение, экспертный совет установил причинную связь его заболевания и инвалидности с воздействием радиационных факторов и ответ дан на его имя.
Т.о. данное обстоятельство, как независящая от него причина, препятствовало в оформлении ФИО3 удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы и получения мер социальной поддержки.
Доводы ответчиков о том, что истице не может быть выдано удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы на имя умершего, так как экспертное заключение вынесено после смерти, судебная коллегия находит неосновательными.
Указанные доводы ответчики основывают на определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1085-О-П "По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки ФИО2 частью четвертой статьи 14 и частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в котором разъяснено, что положения части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.
Указание Конституционным Судом Российской Федерации в определении о недопустимости отказа в выдаче удостоверения, если гражданин получил экспертное заключение при жизни, относилось к обстоятельствам рассмотренного дела. Вместе с тем, законодательство и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации в указанном определении не предусматривают отказа в оформлении экспертного заключения и последующего получения удостоверения, если экспертное заключение не могло быть получено по не зависящим обстоятельствам.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что данное правоотношение допускает правопреемство и вывод суда об отсутствии у Прищеп У.И. права на получение удостоверения после смерти мужа противоречит закону.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Прищеп У.И.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 28 марта 2013 отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Прищеп Ульяны Ивановны удовлетворить.
Признать за Прищеп Ульяной Ивановной право на получение удостоверения установленного образца за Прищеп Ивана Павловича, умершего вследствие болезни, возникшей в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, и обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области (переименовано Управление социальной защиты населения "адрес") выдать ей указанное удостоверение.
Председательствующий: Гоменок З.И.
Судьи областного суда: Сидоренкова Е.В.
Парамонова Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.