Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 11 июня 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.
судей областного суда СУПРОНЕНКО И.И.
КУЛЕШОВОЙ Е.В.
при секретаре ФИО11
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июня 2013 года по докладу судьи Петраковой Н.П. дело по апелляционной жалобе главы администрации Суземского района Брянской области на решение Суземского районного суда Брянской области от 19 марта 2013 года по гражданскому делу по заявлению ФИО1 к администрации Суземского района Брянской области об оспаривании решения районной комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" от 14.11.2012 г.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратился в суд с заявлением об оспаривании Решения районной комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" от 14.11.2012 г., которым его семья из трех человек исключена из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по причине несоответствия требованиям программы, с 14.11.2012 года.
В обоснование требований заявитель указал, что его семью неправомерно исключили из состава претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году ввиду того, что у его жены, ФИО7, имеется в собственности жилой дом, площадью более 100 кв. метров, расположенный в Климовском районе Брянской области. Однако эти сведения не соответствуют действительности, поскольку фактически за его супругой зарегистрировано право собственности на 1/4 доли жилого дома, которая составляет 25,95 кв.м.
ФИО5 просил суд признать незаконным вышеуказанное решение районной комиссии от 14.11.2012 года (протокол N) и восстановить его право на получение социальной выплаты.
Привлечённая судом к участию в деле заявитель ФИО7 поддержала заявленные ФИО1 требования, ссылаясь на то, что она и ФИО5 состоят в зарегистрированном браке, воспитывают сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. Полагает решение об исключении их семьи из участников подпрограммы незаконным, поскольку при расчёте жилой площади на каждого члена молодой семьи, было принято во внимание жилое помещение её свекрови, ФИО4, собственником которого и членами семьи собственника ни она, ни её муж не являются. В дом, принадлежащий матери её супруга, они с мужем вселились с согласия собственника. В доме их семье выделена отдельная комната, у них в семье свой бюджет, которым они распоряжаются самостоятельно, совместного с семьёй ФИО4 хозяйства не ведут.
Решением Суземского районного суда Брянской области от 19 марта 2013 года заявление ФИО1 и ФИО7 удовлетворены.
Суд признал незаконным Решение районной комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей Суземского района на 2011-2015 годы" от 14.11.2012г. (протокол N от 14.11.2012 г.) в части исключения семьи ФИО1 и ФИО18 из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей Суземского района на 2011-2015 годы".
Суд восстановил право семьи ФИО1 и ФИО19., как участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей Суземского района на 2011-2015 годы", на получение социальной выплаты.
В апелляционной жалобе глава администрации Суземского района просит отменить решение как незаконное и необоснованное. Полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Заслушав доклад по делу судьи Петраковой Н.П., выслушав объяснениия представителя по доверенности администрации Суземского района Брянской области, просившего отменить решение суда, объяснения представителя по доверенности Департамента образования и науки Брянской области, поддержавшего доводы жалобы, возражения на доводы жалобы ФИО1 и его представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы "Жилище" (2011-2015 года), утвержденной постановлением администрации Брянской области от 30 августа 2010 года N894 (с учетом последующих изменений) постановлением администрации Суземского района от 15 декабря 2010 года N 599 (в ред. от 09.06.2011 N594, от 28.03.2012 N299) утверждена районная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей Суземского района на 2011-2015 годы", целью которой является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям, проживающим на территории Суземского района, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно разделу 5 районной целевой программы социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с правилами, приведенными в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования, участницей программы является молодая семья, в которой супруги имеют гражданство Российской Федерации, состоят в браке, зарегистрированном в органах записи актов гражданского состояния, постоянно проживают и зарегистрированы (хотя бы один из супругов) по месту жительства на территории Суземского района Брянской области, соответствующая, в том числе, следующему условию: семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 6 настоящих правил. Применительно к указанным правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условия после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 6 правил).
В силу пункта 18 правил для участия в программе молодая семья представляет в администрацию Суземского района, в том числе и документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, выданных органами местного самоуправления по месту постоянного места жительства семьи.
Одним из указанных в пункте 21 оснований для отказа в признании молодой семьи участницей программы является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 правил.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ч.ч.4-5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В силу ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с решением Суземского поселкового Совета народных депутатов N1-161 от 26.09.2007 г. учётная норма площади жилого помещения на одного человека составляет 12 кв.м. общей площади жилого помещения.
Согласно Свидетельству о заключении брака N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 и ФИО13 заключили брак, жене присвоена фамилия - ФИО17. ФИО5 и ФИО7 являются родителями ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения (свидетельство о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. N, ФИО7 (до замужества - ФИО13) принадлежит на праве собственности 1/4 доля жилого дома общей площадью 107,2 кв.м., с надворными постройками по адресу "адрес"
Из Выписки из домовой книги "адрес" следует, что в данном доме зарегистрированы ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N квартира по адресу "адрес", общей площадью 63,4 кв.м. на основании договора на передачу квартиры в собственность гражданина N от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности ФИО4
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и ФИО5 и его представитель не отрицали того факта, что "адрес" была выделана по месту работы ФИО4 на состав семьи, включая ФИО1, который на момент выделения жилья его матери являлся несовершеннолетним, вследствие чего имел право на приватизацию данного жилого помещения.
Более того, из справки с места жительства ФИО1, паспорта последнего усматривается, что на момент приватизации ФИО14 "адрес", ФИО5 проживал и был зарегистрирован в данном жилом помещении, а в соответствии со ст. 2 ФЗ N 1541-1 от 04.07.1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность. При этом за членом семьи собственника жилого помещения сохраняется право пользования данным жилым помещением даже в том случае, если лицо стало бывшим членом собственника данного жилого помещения.
Согласно справке Суземской поселковой администрации N от 20.08.2012 г., выданной ФИО5, проживающему по адресу: "адрес", его семья нуждается в улучшении жилищных условий. Справка дана для участия семьи ФИО1 в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В соответствии с Протоколом N заседания районной комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы "Жилище" от 14 ноября 2012 года семья ФИО17 исключена из состава претендентов на получение социальной выплаты в 2012 год подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на основании п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования (утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 10150 (в ред. от 20.07.2012 г.).
Основанием принятия оспариваемого решения послужило сообщение Врио Председателя комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту принятое на основании материалов проверки целевого использования средств, выделенных из федерального и областного бюджетов на реализацию мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (2011-2015 годы) от 25.10.2012 года в Суземском районе, комитетом по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области. В ходе дополнительной проверки представленных документов, в личном учетном деле семьи ФИО17 обнаружена справка (2012 год) о наличии у жены в собственности в Климовском районе большого дома общей площадью более 100 кв.м. Данное обстоятельство не позволяет молодой семье стать участницей подпрограммы, т.к. семья ФИО17 не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Администрации района рекомендовано рассмотреть на заседании районной жилищной комиссии данный факт, вывести данную семью из числа участников подпрограммы, принять решение о выделении данной социальной выплаты следующей по очереди молодой семье.
Свидетель ФИО4, мать заявителя, в суде первой инстанции поясняла, что квартира, в которой проживают в настоящее время ФИО5, ФИО7 и несовершеннолетний ФИО8, принадлежит ей на праве собственности. ФИО5 и его семья: жена и сын проживают в её доме на праве безвозмездного бессрочного пользования. Каких-либо письменных договоров по вопросу проживания сына с семьёй они не заключали, вопросы проживания семьи сына в её доме урегулированы устным соглашением между ней и сыном, невесткой. Так как фактически сыну с семьёй негде жить, она разрешила им проживать в её доме столько, сколько это будет необходимо, пока у сына не появится собственное жильё. Семью сына своей не считает, у них свой доход, которым он с женой распоряжается самостоятельно.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности, в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, суд признаёт их достоверными, допустимыми и относимыми.
Исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что приватизация ФИО4 "адрес" произведена 13.03.2009 г., на момент приватизации данного жилого помещения в данной квартире был постоянно зарегистрирован ФИО5, как член семьи ФИО4 (л.д. 7). Боле того, сам ФИО5 пояснил в коллегии, что в данной квартире проживает с момента рождения. После регистрации брака, сына, ФИО1 с ФИО7, ФИО4 используя предоставленные ей законом полномочия, вселила в жилое помещение семью ФИО1, предоставив жилое помещение на праве безвозмездного пользования, по обоюдному устному соглашению собственника и вселённых ФИО7 и ФИО1 С 4 мая 2009 года ФИО7 также была зарегистрирована в вышеназванном жилом помещении как член семьи.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Доказательств, опровергающих установленные в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции обстоятельства, ни заявитель ни его представитель не представили.
В связи с тем, что заявители не представили документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, решением районной комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" от 14.11.2012 г. (протокол N), семья ФИО1 и ФИО20 обоснованно была исключена из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым заявленные ФИО17 требования оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Суземского районного суда Брянской области от 19 марта 2013 года отменить, принять по делу новое решение: заявление ФИО1 и ФИО7 к администрации Суземского района Брянской области об оспаривании Решения районной комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" от 14.11.2012 г. (протокол N),оставить без удовлетворения.
Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.
Судьи областного суда СУПРОНЕНКО И.И.
КУЛЕШОВА Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.