Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Александровой М.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах Загаевской А.М. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска об обязании обеспечить санаторно-курортной путевкой,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г.Иркутска Мериновой В.Н.
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 04 марта 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г. Иркутска обратился в суд в защиту социальных прав Загаевской А.М. с иском к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска об обязании обеспечить санаторно-курортной путевкой.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Кировского района г. Иркутска проведена проверка по обращению Загаевской А.М. о бездействии Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и нарушении законодательства о социальной защите инвалидов. Загаевская А.М. является инвалидом "данные изъяты", что подтверждается медицинской справкой "номер изъят" от "дата изъята" Загаевская А.М. имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение на "дата изъята" календарный год, так как от данного вида социальных услуг она не отказывалась. По медицинским показаниям Загаевской А.М. показано прохождение санаторно-курортного лечения, однако путевка на санаторно-курортное лечение ей предоставлена не была. Не представление Загаевской А.М. путевки на санаторно-курортное лечение в течении срока более одного календарного года является нарушением социальных прав инвалида, гарантированных Конституцией РФ.
Прокурор просил обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав инвалида Загаевской А.М., обеспечить ее санаторно-курортной путевкой по профилю заболевания в соответствии с медицинскими рекомендациями.
В судебном заседании помощник прокурора Щербакова И.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска Кузовкина А.О. исковые требования прокурора не признала.
Решением суда от 04 марта 2013 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска обеспечить Загаевскую А.М. санаторно-курортной путевкой в санаторий по профилю заболевания в соответствии с медицинскими рекомендациями.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска Меринова В.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Указывает на нарушение прав других граждан, состоящих на учете для обеспечения санаторно-курортным лечением в Иркутской области, с более ранней датой постановки на учет.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Щербакова И.А. просит решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Орловой Е.Ю., объяснения представителя истца прокурора Кировского района г. Иркутска - прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Нарижняк О.Н., согласившейся с решением суда, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, обсудив приведенные в них доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В силу пункта 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства выдают гражданам, обратившимся до 01 декабря текущего года, санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями о предоставлении санаторно-курортной путевки и справками для их получения.
На основании ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина, с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальные услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года.
Положением о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области санаторно-курортных путевок, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 30.04.2010 N 84-пп, установлен порядок предоставления санаторно-курортных путевок.
В соответствии с п. 14 указанного Положения, санаторно-курортные путевки предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия гражданина на учет, в соответствии с рекомендацией санаторно-курортного лечения, указанной в справке N 070/у-04.
Выдача гражданам санаторно-курортных путевок производится Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства на основании представленной гражданином при постановке на учет справки N 070/у-04 до истечения шестимесячного срока её действия.
Из материалов дела следует, что Загаевская А.М. является инвалидом "данные изъяты", что подтверждается медицинской справкой "номер изъят" от "дата изъята" и имеет право на получение набора социальных услуг, в том числе право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. Из справки от "дата изъята" "номер изъят", выданной поликлиникой "номер изъят" городской клинической больницы "номер изъят" г. Иркутска, следует, что Загаевской А.М. рекомендовано санаторно-курортное лечение, рекомендуемые сезоны лечения - круглогодично.
"дата изъята" Загаевская А.М. обратилась в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского районов г. Иркутска с заявлением о постановке на учет для получения санаторно-курортной путевки в соответствии с рекомендуемым профилем лечения. Однако санаторно-курортное лечение ей ни "дата изъята", ни "дата изъята" не предоставлено.
Учитывая, что Загаевская А.М. своевременно обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, приложив все необходимые медицинские документы о нуждаемости в таком лечении, право на санаторно-курортное лечение ею не было реализовано из-за не предоставления путевки ответчиком, судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора в защиту социальных прав Загаевской А.М.
Доводы апелляционной жалобы ответчика во внимание не принимаются, поскольку по истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, как уполномоченный орган, не может быть освобождено от исполнения обязанностей, предусмотренных Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Иркутской области, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации 30.12.2009 N 2100-р. При этом ссылки ответчика на недостаточность бюджетных ассигнований, передаваемых из федерального бюджета Иркутской области в форме субвенций не могут послужить основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, так как, установив федеральным законодательством гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, неисполнение государством в установленный срок обязанностей не является основание для лишения гражданина, принадлежащих ему социальных гарантий, установленных федеральным законодательством, в том числе и права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление указанной услуги обусловлено очередностью постановки граждан на учет для получения бесплатного санаторно-курортного лечения, несостоятельны.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении, санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
Учет права граждан на получение указанной услуги, осуществляемый по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты, введен не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а направлен на формирование необходимой информации о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, с целью обеспечения реализации права граждан на получение набора социальных услуг в сроки, предусмотренные законом; исключения возможности предоставления социальной государственной услуги, лицам не относящимся к категориям граждан, перечисленных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг, в том числе адресного использования бюджетных средств.
Предоставление ответчиком указанной услуги в соответствии с очередностью постановки граждан на учет для получения бесплатного санаторно-курортного лечения, обусловленное недостатком бюджетных средств, не является основанием для лишения гражданина, принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. Отсутствие денежных средств не предполагает изменения предусмотренного федеральным законодателем условия механизма реализации права инвалида на получение бесплатного санаторно-курортного лечения.
Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 04 марта 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска Мериновой В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи М.А. Александрова
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.