Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершовой Л.Н. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Иркутскому району, Федеральной службе по труду и занятости Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного здоровью
по апелляционной жалобе истца Ершовой Л.Н. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 января 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Ершова Л.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Иркутскому району, Федеральной службе по труду и занятости Российской Федерации, требуя взыскать с Управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Иркутскому району за счет средств Федерального бюджета, выделяемых Федеральной службе по труду и занятости Российской Федерации, недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за период "данные изъяты".; обязать Управление Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Иркутскому району назначить ей ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, начиная с "данные изъяты" и производить индексацию в установленном законом порядке; взыскивать ежемесячно с Федеральной службы по труду и занятости РФ денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, за счет, средств, предусмотренных Федеральным бюджетом на финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с "данные изъяты" с последующей индексацией в установленном законом порядке.
В обоснование требований указала, что принимала участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в периоды с "данные изъяты" по "данные изъяты". "данные изъяты" ей установлена 3 группа инвалидности с причиной "увечье получено при аварии на ЧАЭС" с утратой профессиональной трудоспособности 60%. "данные изъяты" подтверждена 3 группа инвалидности, степень утраты профессиональной трудоспособности установлена 40% с "данные изъяты" по "данные изъяты", "данные изъяты" 3 группа инвалидности установлена бессрочно, процент утраты профессиональной трудоспособности не устанавливался. Полагает, что при назначении сумм в возмещение вреда здоровью размер заработка, из которого в дальнейшем была исчислена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, ответчиком был определен неверно, не были применены повышающие коэффициенты, в результате чего недоплата сумм в возмещение вреда здоровью за период с "данные изъяты" по "данные изъяты" составила "данные изъяты", Кроме того, в 2002 году возмещение вреда здоровью ей было назначено в фиксированной денежной сумме - "данные изъяты"., однако она считает, что имеет право на получение возмещения вреда здоровью, рассчитанного из ее заработка и степени утраты трудоспособности, размер которого с "данные изъяты" составляет "данные изъяты".
В судебном заседании истец Ершова Л.Н., ее представитель Усольцев Е.А. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в основном и уточненных исковых заявлениях.
Ответчики Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Иркутскому району, Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации, третье лицо Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд своих представителей не направили, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 16.01.2013 исковые требования Ершовой Л.Н. удовлетворить частично.
С Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Иркутскому району в пользу Ершовой Л.Н. единовременно в возмещение вреда здоровью взыскано "данные изъяты".
В удовлетворении остальной части исковых требований Ершовой Л.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец Ершова Л.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указав, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда противоречат сложившейся правоприменительной практике Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ.
Считает неправильным вывод суда о том, что со вступлением в силу Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" порядок определения сумм возмещения вреда изменился, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка, и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья, при этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от получения группы инвалидности. С учетом правовой позиции, сформированной в определении Конституционного суда РФ от 03.11.2006 N 445-О, вывод суда о том, что истец использовала свое право на выбор и добровольно избрала для себя новый порядок выплаты компенсации по возмещению вреда здоровью, перейдя в 2001 году на получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, как более выгодный для нее в этот период, возможность повторного перехода на прежний порядок выплаты возмещения вреда действующим законодательством, регулирующим указанные правоотношения, не предусмотрена, считает неправильным.
Считает также не основанным на законе вывод суда о том, что порядок индексации, представленный истцом с 2001, 2002, 2003, 2004 года, противоречит нормам действующего законодательства.
В письменных возражениях представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Гордилежа А.А., начальник управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Иркутскому району Попова Г.Г. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения Ершовой Л.Н., ее представителя Усольцев Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Нарижнях О.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) в ранее действовавшей редакции гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой ст. 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже 700 рублей. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 5-ФЗ) в вышеназванный п. 25 ст. 14 Закона внесены изменения, согласно которым гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.
Статьей 2 Закона N 5-ФЗ предусматривалось, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона N 1244-1, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10000 рублей.
Закон N5-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования 15.02.2001.
В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона N1244-1, в редакции, действовавшей на момент возникновения права истца на получении сумм в возмещение вреда здоровью, возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантируется выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда здоровью, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом если период работ по ликвидации последствий катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда здоровью исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда здоровью, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ.
В силу ст. 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работниками увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, среднемесячный заработок определялся за последние 12 месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате трудоспособности либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем по выбору гражданина. В случае профессионального заболевания средний месячный заработок может также определяться за двенадцать месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.1992 (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 180-ФЗ) "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей" в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда установить, что заработок, из которого исчислен размер возмещения, увеличивается: для возмещения вреда, определенного в 1971 году и ранее, - в 11.2 раза; в 1972 году - в 10.9; в 1973 году - в 10.6; в 1974 году - в 10.3; в 1975 году - в 10.0; в 1976 году - в 9.7; в 1977 году - в 9.4; в 1978 году - в 9.1; в 1979 году - в 8.8; в 1980 году - в 8.5;в 1981 году - в 8.2; в 1982 году - в 7.9; в 1983 году - в 7.6; в 1984 году - в 7.3; в 1985 году - в 7.0; в 1986 году - в 6.7; в 1987 году - в 6.4; в 1988 году - в 6.1; в 1989 году - в 5.8; в 1990 году - в 5.5; в 1991 году - в 4.3 раза.
В связи с повышением стоимости жизни установить, что суммы заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в настоящем пункте, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, - в шесть раз, с 1 января 1991 года до 31 января 1993 года, - в три раза.
Исчисленные в таком порядке суммы возмещения вреда подлежат перерасчету в порядке, установленном частью второй статьи 11 Правил.
Частью 2 ст. 11 Правил предусматривалось, что при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ершова Л.Н. принимала участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в периоды с "данные изъяты" по "данные изъяты". "данные изъяты" Ершовой Л.Н. впервые установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности - увечье получено при аварии на ЧАЭС, степень утраты профессиональной трудоспособности до "дата изъята" - 60%. "дата изъята" при повторном освидетельствовании Ершовой Л.Н. вновь установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности - увечье связано с аварией на ЧАЭС, степень утраты профессиональной трудоспособности с "дата изъята" по "дата изъята" - 40%. Третья группа инвалидности по причине "увечье связано с аварией на ЧАЭС" установлена Ершовой Л.Н. бессрочно при очередном переосвидетельствовании "дата изъята".
Заключением "номер изъят" от 19- "дата изъята" медико-социальной экспертизы, проведенной на основании определения суда, установлено, что степень утраты профессиональной трудоспособности ФИО1 с "дата изъята" по "дата изъята" составляла 60%, с "дата изъята" по настоящее время - 40%.
Удовлетворяя исковые требования Ершовой Л.Н. о взыскании с Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Иркутскому району единовременно в возмещение вреда здоровью недоплаченных за период с "данные изъяты" сумм с учетом индексации в размере "данные изъяты"., суд первой инстанции исходил из того, при исчислении суммы возмещения вреда заработок Ершовой Л.Н., принимавшей участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году, подлежал увеличению на коэффициент "6,7" и коэффициент "6", а также индексы роста МРОТ. Доказательств применения повышающих коэффициентов, индексов роста МРОТ при расчете и первоначальном назначении Ершовой Л.Н. сумм в возмещение вреда здоровью, стороной ответчиков, третьим лицом не представлено, судом указанных обстоятельств не установлено. При этом судом учтены разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 14.12.2000 N 35 (ред. от 11.05.2007), согласно которым надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ершовой Л.Н. о перерасчете сумм в возмещение вреда здоровью за период с "данные изъяты", суд исходил из того, что со вступлением в силу ФЗ РФ от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" порядок определения сумм возмещения вреда изменился, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности. С "дата изъята" Ершовой Л.Н. правомерно, в соответствии с нормами действующего законодательства установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, исходя из установленной ей 3 группы инвалидности в размере 1000 руб., при этом органами социальной защиты указанная компенсация индексировалась в предусмотренном законом порядке. Ершова Л.Н. использовала свое право выбора и добровольно избрала для себя новый порядок выплаты компенсации по возмещению вреда здоровью, перейдя с "дата изъята" на получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, как более выгодной для нее в тот период. Отсутствие заявления истца о переходе на выплаты в твердой денежной сумме не может служить основанием для изменения порядка исчисления сумм возмещения вреда здоровью исходя из среднего заработка, поскольку Ершова Л.Н. с февраля 2001 года получает денежную компенсацию в твердой сумме, которая ежегодно индексируется ответчиком в установленном законом порядке, и в суд до июня 2012 года не обращалась. При этом Ершова Л.Н. не была лишена возможности при изменении законодательства в феврале 2001 года выбрать порядок исчисления возмещения вреда здоровью исходя из среднего заработка, обратившись с соответствующим заявлением, однако этого ею сделано не было. Таким образом, Ершова Л.Н. реализовала свое право, предусмотренное ст. 2 ФЗ РФ от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", возможность повторного перехода на прежний порядок выплаты возмещения вреда действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрена.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, оценка которым дана в судебном решении. Нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного или необоснованного решения, при рассмотрении дела судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на норме закона, утратившей силу с 15.02.2001, и сводятся к изменению порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации, индексации этой суммы, в то время как при установленных обстоятельствах возможность повторного перехода на прежний порядок выплаты возмещения вреда действующим законодательством, регулирующим указанные правоотношения, не предусмотрена. До момента обращения в 2012 году в суд с иском Усольцева Л.Н. требований о перерасчете получаемой компенсации в возмещение вреда здоровью не заявляла, не выражала несогласия с размером сумм возмещения вреда, выплачиваемых с 2001 года, а также с их индексацией, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец при переходе в 2001 году на получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме реализовала свое право выбора и избрала для себя новый порядок исчисления выплаты, как более выгодный для нее в тот период.
Апелляционная жалоба не содержит иных заслуживающих внимания доводов, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену решения суда, в связи с этим оснований для их удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 января 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ершовой Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л. Малиновская
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.