Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Курсовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шулуновой В.В. о признании незаконным отказа Правительства Иркутской области, выраженного в письме министерства от "данные изъяты", признании незаконным бездействия администрации г.Иркутска, выраженного в не обеспечении выбора земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав,
по апелляционным жалобам Правительства Иркутской области и администрации г. Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 марта 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Шулунова В.В. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, уточненным в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, требуя признать незаконным бездействие администрации г. Иркутска выраженное в не обеспечении выбора земельного участка по заявлению Шулуновой В.В. от "данные изъяты"; признать незаконным отказ Правительства Иркутской области, выраженный в письме министерства от "данные изъяты"; возложить на администрацию г. Иркутска обязанность в течение 14 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить выбор земельного участка с примерной площадью 8000 кв. м для размещения 5-ти этажного торгового центра с офисными и торговыми помещениями примерной общей площадью 6500 кв.м., с подъездными путями и парковочными местами, по заявлению Шулуновой В.В. от "данные изъяты", результаты выбора земельного участка примерной площадью 8000 кв. м для размещения 5-ти этажного торгового центра с офисными и торговыми помещениями оформить актом о выборе земельного участка для строительства с приложением к нему утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; возложить на Правительство Иркутской области обязанность принять решение по заявлению Шулуновой В.В. в течение десяти рабочих дней со дня получения акта о выборе земельного участка.
В обосновании требований указала, что "дата изъята" она обратилась на имя Губернатора Иркутской области через министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением ( "данные изъяты" о выборе земельного участка на праве аренды сроком на 5 лет с примерной площадью 8000 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта: 5-ти этажного торгового центра с офисными и торговыми помещениями примерной общей площадью 6 500 кв.м. с подъездными путями и парковочными местами, указав предполагаемое место размещения земельного участка: г "данные изъяты".
"дата изъята" Министерство имущественных отношений Иркутской области сообщило Шулуновой В.В., что в настоящее время администрацией г.Иркутска вырабатывается правовая позиция возможности перевода земельного участка в "данные изъяты" под городской лес, с учетом последующего внесения изменений в проект планировки в порядке, установленном ст.ст. 45,46 Градостроительного кодекса РФ, после принятия мэром г.Иркутска соответствующего решения о подготовке документации по планировке территории. В связи с чем формирование земельного участка в "данные изъяты" для строительства торгового центра с офисными и торговыми помещениями невозможно.
Считает, что отказ Правительства Иркутской области, выраженный в письме министерства от "данные изъяты", в том числе основанный на бездействии администрации г. Иркутска не соответствует закону, тем самым нарушает право Шулуновой В.В. на выбор и предоставление земельного участка в аренду.
В судебное заседание заявитель Шулунова В.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Правительства Иркутской области Малых О.Е., представитель министерства имущественных отношений Ермаков А.Л., представитель администрации г. Иркутска Смолина Т.В. в судебном заседании требования не признали.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 18.03.2013 требования Шулуновой В.В, удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации г. Иркутска выраженное в не обеспечении выбора земельного участка по заявлению Шулуновой В.В. от "данные изъяты", на администрацию г. Иркутска возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить выбор земельного участка с примерной площадью 8000 кв.м. для размещения 5-ти этажного торгового центра с офисными и торговыми помещениями примерной общей площадью 6500 кв.м., с подъездными путями и парковочными местами по заявлению Шулуновой В.В. от "данные изъяты", результаты выбора оформить актом о выборе земельного участка для строительства с приложением к нему утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Признан незаконным отказ Правительства Иркутской области, выраженный в письме министерства от "данные изъяты", на Правительство Иркутской области возложена обязанность принять решение по заявлению Шулуновой В.В. от "дата изъята" течении 10 рабочих дней со дня получения акта о выборе земельного участка.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Иркутска Смолина Т.В. просит решение суда отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что с учетом положений п.п. 2, 5 ст. 31 ЗК РФ, п. 60 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования г. Иркутск, государственная собственность на которые на разграничена, для строительства, утвержденного постановление Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, п.п. 3.1, 6 Порядка обеспечения выбора земельных участков, находящихся на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 отказ в формировании земельного участка, выраженный в письме комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от "данные изъяты", является правомерным.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Иркутской области Малых О.Е. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что вывод суда о том, что решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления является неверным, противоречит нормам материального права. Учитывая, что законодатель не устанавливает перечень причин отказа в предоставлении земельных участков, отказ в предоставлении земельного участка допускается по решению исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в соответствии со ст. 29 ЗК РФ, с указанием причин такого отказа, т.е. по любым причинам, которые соответствующие органы считают существенными. В связи с не предоставлением администрацией г. Иркутска акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, отказ является правомерным, а Шулуновой В.В. не представлено доказательств нарушения отказом министерства имущественных отношений Иркутской области в размещении объекта ее гражданских прав и охраняемых законов интересов.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя администрации г. Иркутска Смолиной Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя министерства имущественных отношений Ермакова, полагавшего жалобы обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 5 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктами 28, 29 статьи 7 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области N 264/43-пп 30.09.2009, Министерство от имени Правительства осуществляет, в соответствии с законодательством, необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области, земельными участками, находящимися на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу п.66, 69 Положения "О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства" утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Министерство в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о выборе земельного участка и прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям пункта 67 настоящего Положения, направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе земельного участка и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования город Иркутск, который в течение трех месяцев со дня получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 69 Положения N 364/143-пп).
Как установлено судом и следует из материалов дела, "дата изъята" Шулунова В.В. обратилась на имя Губернатора Иркутской области через министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением, входящий номер "данные изъяты", о выборе земельного участка на праве аренды сроком на 5 лет с примерной площадью 8000 кв.м. и предварительным согласованием места размещения объекта: 5-ти этажный торговый центр с офисными и торговыми помещениями примерной общей площадью 6500 кв.м. с подъездными путями и парковочными местами, указав предполагаемое место размещения земельного участка: г "данные изъяты".
"дата изъята" Министерство имущественных отношений Иркутской области сообщило Шулуновой В.В., что в настоящее время администрацией г.Иркутска вырабатывается правовая позиция возможности перевода земельного участка в "данные изъяты" под городской лес, с учетом последующего внесения изменений в указанный проект планировки в порядке, установленном ст.ст. 45,46 Градостроительного кодекса РФ, после принятия мэром г.Иркутска соответствующего решения о подготовке документации по планировке территории. В связи с чем формирование земельного участка в "данные изъяты" для строительства торгового центра с офисными и торговыми помещениями невозможно.
Удовлетворяя заявленные требования Шулуновой В.В., суд исходил из того, что орган местного самоуправления не исполнил возложенную на него обязанность по выбору земельного участка и оформлению данного выбора актом, отказав в письме от "дата изъята" в утверждении схемы расположения земельного участка и подготовке акта о выборе земельного участка без составления акта о выборе земельного участка. Администрацией г. Иркутска нарушена установленная законом процедура рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о выборе земельных участков, что повлекло нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя на рассмотрение её заявления в соответствие с нормами действующего законодательства. Поскольку в силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления, а отказ Правительства Иркутской области принят "дата изъята" без соблюдения указанной процедуры, что нарушает права Шулуновой В.В. предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, отказ нельзя признать законным.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. При этом судебная коллегия учитывает, что каких-либо доказательств в обоснование законности отказа в размещении объекта заинтересованными лицами не представлено, их возражения соответствующими доказательствами не подкреплены, являются голословными..
Доводы апелляционных жалоб о том, что при принятии решения суд неправильно применил нормы материального права, необоснованны. При разрешении заявленных требований суд верно исходил из того, что решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка, который обязана составить администрация г.Иркутска. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано. При этом в обязанность органа местного самоуправления - администрации г. Иркутска в силу ст. 31 Земельного кодекса РФ, п.69 Положения "О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства", утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, входит составление акта о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Ссылка в апелляционной жалобе представителя администрации г. Иркутска Смолиной Т.В. на о, что в отношении рассматриваемого земельного участка проводятся работы по формированию земельного участка по заявлению ООО "Бизнес-реконструкция", не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку спора относительно конкретного земельного участка не имеется, дело рассмотрено судом по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, администрация г. Иркутска не доказала, что в полной мере исполнила возложенные на нее обязанности, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса РФ. Доказательства невозможности формирования земельного участка в указанном Шулуновой В.В. районе для испрашиваемых целей в материалы дела не представлены. Суд правильно учел, что Шулуновой В.В. заявлены лишь предполагаемые границы и место расположения земельного участка с его примерной площадью. Доказательства того, что администрацией г. Иркутска рассмотрены все возможные варианты выбора земельного участка и установлено, что такие варианты отсутствуют, не представлены.
Апелляционные жалобы не содержат иных доводов, влекущих в силу ст. 330 ГПК РФ отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 марта 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л.Малиновская
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.