Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Курсовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красноштанова Д.А. о признании незаконным отказа Правительства Иркутской области, выраженного в письме министерства от "данные изъяты", признании незаконным бездействия администрации г. Иркутска в не обеспечении выбора земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения прав,
по апелляционным жалобам министерства имущественных отношений Иркутской области, Правительства Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 26 марта 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Красноштанов Д.А. обратился в суд с заявлениями в порядке главы 25 ГПК РФ (уточненными в порядке ст.39 ГПК РФ), объединенными в одно производство определением суда от 26.03.2013, о признании незаконным отказа Правительства Иркутской области, выраженного в письме министерства от "данные изъяты"; признании незаконным бездействия администрации г. Иркутска в не обеспечении выбора земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения прав.
В обоснование требований указал, что "дата изъята" он обратился на имя Губернатора Иркутской лети через министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о выборе земельного участка на праве аренды сроком на 5 лет примерной площадью 1 га. и предварительном согласовании места размещения административного здания общей площадью 5000 кв.м. Предполагаемое место размещения земельного участка: "данные изъяты". К заявлению вх. "номер изъят" ему были приложены: копия паспорта и примерный план расположения земельного участка. "дата изъята" он обратился на имя Губернатора Иркутской лети через министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о выборе земельного участка на праве аренды сроком на 5 лет примерной площадью 1,5 га и предварительном согласовании места размещения административного здания общей площадью 5000 кв.м. Предполагаемое место размещения земельного участка: между земельными участками с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" напротив здания по адресу: "данные изъяты". К заявлению вх. "номер изъят" ему были приложены: копия паспорта и примерный план расположения земельного участка.
Министерство имущественных отношений Иркутской области, направило указанные заявления в администрацию города Иркутска, которая в течение трех месяцев со дня получения данных обращений была обязана обеспечить выбор земельных участков. Не осуществив действий, указанных в ст. 31 ЗК РФ и п. 69 Постановления 364/143-пи администрация г. Иркутска направила в Министерство отказы в выборе в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок по "данные изъяты" сформирован для организации благоустройства территории; а в отношении земельного участка по "данные изъяты" администрацией г. Иркутска проводится работа по формированию и предоставлению для целей, не связанных со строительством.
Письмом Министерства от "данные изъяты" Правительство Иркутской области отказало заявителю в предварительном согласовании места размещения объектов.
Считает, что отказ Правительства Иркутской области, выраженный в письме министерства от "данные изъяты", основанный на заключении администрации г. Иркутска от "данные изъяты" не соответствует закону, нарушает право Красноштанова Д.А. на выбор и предоставление земельного участка в аренду.
Просил признать незаконным отказ Правительства Иркутской области, выраженный в письме министерства от "данные изъяты"; возложить на Правительство Иркутской области обязанность принять решение по заявлениям Красноштанова Д.А. в течении 10 рабочих дней со дня получения акта о выборе земельного участка; признать незаконным бездействие администрации "адрес изъят" выраженное в несвоевременном выборе земельных участков; возложить на администрацию г.Иркутска обязанность в течение 14 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить выбор земельных участков: с примерной площадью 1,5 га для строительства административных зданий в Ленинском районе г.Иркутска по заявлению Красноштанова Д.А. от "данные изъяты"; с примерной площадью 1 га для размещения складских объектов по заявлению Красноштанова Д.А. от "данные изъяты"; результаты выбора земельных участков оформить актом о выборе земельного участка для строительства с приложением к нему утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В судебное заседание заявитель Красноштанов не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации г. Иркутска Зубакова Д.В., представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области Шабакаева Е.А., представитель Правительства Иркутской области Орлова Н.С. полагали требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 26.03.2013 требования Красноштанова Д.А. удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации г. Иркутска, выраженное в не обеспечении выбора земельных участков по заявлениям Красноштанова Д.А. от "данные изъяты" и от "данные изъяты", на администрацию г. Иркутска возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить выбор земельных участков с примерной площадью 1,5 га и 1 га для строительства административных зданий по заявлениям Красноштанова д.А. от "данные изъяты" и от "данные изъяты"; результаты выбора земельных участков оформить актами о выборе земельного участка для строительства с приложением к ним утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Признан незаконным отказ Правительства Иркутской области, выраженный в письме Министерства от "данные изъяты", на Правительство Иркутской области возложена обязанность принять решение по заявлениям Красноштанова Д.А. от "данные изъяты" от "данные изъяты" в течении 10 рабочих дней со дня получения акта о выборе земельного участка.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Иркутской области Орлова Н.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Красноштанова Д.А., указав, что решение суда является незаконным и необоснованным, выводы суда о том, что решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления является неверным, основанным на неправильном толковании норм материального права. Учитывая, что законодатель не устанавливает перечень причин отказа в предоставлении земельных участков, отказ в предоставлении земельного участка допускается по решению исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в соответствии со ст. 29 ЗК РФ, с указанием причин такого отказа, т.е. по любым причинам, которые соответствующие органы считают существенными. В связи с не предоставлением администрацией г. Иркутска акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, отказ Правительства Иркутской области является законным. Красноштановым Д.А. не представлено доказательств нарушения его гражданских прав и охраняемых законом интересов.
В апелляционной жалобе министр имущественных отношений Иркутской области Протасов А.А. просит решение суда отменить, указав, что решение суда является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. В нарушении положений ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения судом была неверно проведена оценка доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, не установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не учел положения п.п. 1, 2, 3 ст. 31 ЗК РФ, п. 10 ст. 4, ч.2 ст.5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-ОЗ. Решение суд о возложении обязанности на администрацию г. Иркутска по осуществлению выбора земельных участков с оформлением акта выбора и утверждения схемы расположения земельного участка, в соответствии с возможными вариантами их выбора, не соответствует п. 2 ст. 31 ЗК РФ, ст. 9, 18, 19, 23 ГК РФ.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель администрации г. Иркутска Смолина Т.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Красноштанова Д.А., указав, что Красноштанов Д.А. не обладает правом на обращение с заявлением в суд об оспаривании действий (бездействия), решений администрации г. Иркутска в отношении выбора земельного участка для строительства, т.к. не является стороной возникших правоотношений.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя Правительства Иркутской области и министерства имущественных отношений Шабакаевой Е.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п.5 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктами 28, 29 статьи 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области N 264/43-пп 30.09.2009, Министерство от имени Правительства осуществляет, в соответствии с законодательством, необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области, земельными участками, находящимися на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу п.66, 69 Положения "О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства" утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Министерство в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о выборе земельного участка и прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям пункта 67 настоящего Положения, направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе земельного участка и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования город Иркутск, который в течение трех месяцев со дня получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 69 Положения N 364/143-пп).
Как установлено судом и следует из материалов дела, "данные изъяты" обратился на имя Губернатора Иркутской области через министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о выборе земельного участка на праве аренды сроком на 5 лет с примерной площадью 1 га и предварительном согласовании места размещения объекта: складские объекты примерной общей площадью 5000 кв.м. Предполагаемое место размещения объекта: "данные изъяты".
"дата изъята" Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в адрес министерства направил письмо "данные изъяты" о невозможности формирования испрашиваемого земельного участка Красноштановым Д.А, поскольку он сформирован в соответствии с Порядком прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей не связанных со строительством, утвержденным решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9, для организации благоустройства территории. Дополнительно письмом от "дата изъята" администрация "адрес изъят" в Министерство сообщила, что постановлением администрации г. Иркутска от "данные изъяты" испрашиваемый заявителем земельный участок по "данные изъяты" предоставлен в аренду.
"дата изъята" Красноштанов Д.А. обратился на имя Губернатора Иркутской области через министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о выборе земельного участка на праве аренды сроком на 5 лет с примерной площадью 1,5 га и предварительным согласованием места размещения объекта: административные здания общей площадью 5000 кв.м. Предполагаемое место размещения земельного участка: между земельными участками с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" напротив здания по адресу: "данные изъяты".
"дата изъята" Комитет по градостроительной политике администрации
г. Иркутска в адрес министерства направил письмо "данные изъяты" о невозможности формирования испрашиваемого земельного участка Красноштанову Д.А, поскольку проводятся работы по формированию и предоставлению испрашиваемого земельного участка в соответствии с приложением N 3 решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 "Об утверждении порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска".
"дата изъята" Министерство имущественных отношений Иркутской области сообщило Красноштанову Д.А., что согласно заключениям Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска, полученных в соответствии со ст.31 ЗК РФ, п.69 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009г. N364/143-пп, испрашиваемые земельные участки: по "адрес изъят" формируется администрацией г.Иркутска для целей, не связанных со строительством, по "адрес изъят" предоставлен в аренду для благоустройства территории. Таким образом, администрацией г.Иркутска не представлены акты о выборе земельных участков с приложением схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденных мэром г.Иркутска. Учитывая изложенное, отсутствуют основания для принятия Правительством Иркутской области решения о предварительном согласовании места размещения административных зданий на земельных участках по "адрес изъят" и "адрес изъят".
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходил из того, что орган местного самоуправления не исполнил возложенную на него обязанность по выбору земельных участков и оформлению данного выбора актами, указав на невозможность выбора земельных участков без составления актов о выборе земельного участка, что повлекло нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя на предоставление ему земельного участка в аренду под строительство. Поскольку в силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления, а отказ Правительства Иркутской области принят "дата изъята" без соблюдения указанной процедуры, что нарушает права Красноштанова Д.А. предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, отказ нельзя признать законным.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. При этом судебная коллегия учитывает, что каких-либо доказательств в обоснование законности отказа в размещении объектов по заявлениям Красноштанова Д.А. заинтересованными лицами не представлено, их возражения соответствующими доказательствами не подкреплены, являются голословными.
Доводы апелляционных жалоб о том, что при принятии решения суд неверно провел оценку доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, не установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, необоснованны. При разрешении заявленных требований суд верно исходил из того, что решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка, который обязана составить администрация г.Иркутска. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано. При этом в обязанность органа местного самоуправления - администрации г. Иркутска в силу ст. 31 Земельного кодекса РФ, п.69 Положения "О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства", утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, входит составление акта о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Судебная коллегия учитывает, что спора относительно конкретного земельного участка не имеется, дело рассмотрено судом по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, администрация г. Иркутска не доказала, что в полной мере исполнила возложенные на нее обязанности, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса РФ. Доказательства невозможности формирования земельных участков в указанном Красноштановым Д.А. районе для испрашиваемых им целей в материалы дела не представлены. Суд правильно учел, что Красноштановым Д.А. заявлены лишь предполагаемые границы и место расположения земельных участков с их примерной площадью. Доказательства того, что администрацией г. Иркутска рассмотрены все возможные варианты выбора земельного участка и установлено, что такие варианты отсутствуют, не представлены.
Доводы представителя администрации г. Иркутска Смолиной Т.В., что Красноштанов Д.А. не обладает правом на обращение с заявлением в суд об оспаривании действий (бездействия), решений администрации г. Иркутска в отношении выбора земельного участка для строительства, т.к. не является стороной возникших правоотношений, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
Апелляционные жалобы не содержат иных доводов, влекущих в силу ст. 330 ГПК РФ отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 26 марта 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л.Малиновская
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.