Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Амосова С.С.,
судей Губаревич И.И. и Рудковской И.А.,
при секретаре Ершовой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Байтур", Дачного некоммерческого товарищества "Ханхой" о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия решения Думы Ольхонского районного муниципального образования от "дата изъята" "номер изъят" "Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента", с учетом изменений, принятых решением Думы Ольхонского районного муниципального образования от "дата изъята" "номер изъят", по апелляционным жалобам исполняющего обязанности мэра администрации Ольхонского районного муниципального образования Брагина А.И., Думы Ольхонского районного муниципального образования на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 15 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Дачное некоммерческое товарищество (далее - ДНТ) "Байтур" в обоснование уточненного заявления указало, что "дата изъята" между администрацией Ольхонского районного муниципального образования и ДНТ "Байтyр" заключен договор "номер изъят" аренды земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", площадью "данные изъяты", расположенного "адрес изъят", предоставляемый из земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства, сроком на три года, согласно которому ежегодная арендная плата за весь участок установлена в размере "данные изъяты".
"дата изъята" в адрес ДНТ "Байтур" поступило уведомление об изменении размера арендной платы в связи с принятием "дата изъята" Думой Ольхонского районного муниципального образования решения "номер изъят" "Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента", в соответствии с которым утверждена методика расчета корректирующего коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, предоставляемые дачным некоммерческим объединениям, и арендная плата за земельный участок составила "данные изъяты" в год.
"дата изъята" администрацией Ольхонского районного муниципального образования был представлен новый расчет, согласно которому арендная плата за "дата изъята" составила "данные изъяты".
Указывает, что в предлагаемом администрацией расчете с учетом корректирующего коэффициента годовой размер арендной платы умножается не только на сумму коэффициента, учитывающего местоположение, но и на удельный показатель рыночного размере арендной платы и удельный показатель размера арендной платы, рассчитанный в соответствии с п.3 Постановления N 213-ПА. Произвольное установление удельных показателей и коэффициентов противоречит п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановлению N 213 - ПА и ставит ДНТ, созданные на территории Ольхонского района, в неравное экономическое положение по сравнению с другими арендаторами.
Заявитель указывает, что оспариваемое Решение "номер изъят" принято в нарушение требований ст. 37 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
ДНТ "Байтур" просило суд признать решение Думы Ольхонского районного муниципального образования "номер изъят" от "дата изъята" с учетом изменений, принятых решением Думы "номер изъят" от "дата изъята", противоречащим закону и недействующим с момента принятия.
ДНТ "Ханхой" в обоснование уточненного заявления указало, что "дата изъята" между ним и администрацией Ольхонского районного муниципального образования был заключён договор аренды "номер изъят" земельного участка площадью "данные изъяты", расположенного на территории "адрес изъят", кадастровый номер участка "номер изъят" арендная плата по которому до "дата изъята" составляла "данные изъяты" в год.
"дата изъята" ДНТ "Ханхой" получило уведомление о повышении размера арендной платы до "данные изъяты" в год в связи с принятием Думой Ольхонского районного муниципального образования решения "номер изъят" от "дата изъята" "Об утверждении методики расчёта корректирующего коэффициента".
Указывает, что в соответствии с утвержденной методикой корректирующий коэффициент рассчитывается путем умножения коэффициента приведения арендной платы к расчетному показателю на коэффициент, учитывающий место положения земельного участка на территории Ольхонского муниципального образования. Указанный расчет является прямым противоречием порядка определения размера арендной платы, установленного Постановлением N 213- ПА.
ДНТ "Ханхой" просило суд признать решение Думы Ольхонского районного муниципального образования "номер изъят" от "дата изъята" с изменениями от "дата изъята" "Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента" не соответствующим закону и недействующим полностью.
Определением суда от 27 декабря 2012 года гражданские дела по указанным заявлениям объединены в одно производство.
В судебном заседании представители ДНТ "Байтур" - Полевода А.А., Морозов В.В. заявление поддержали.
Представитель ДНТ "Ханхой" - Саенко И.В. заявление поддержал.
Представитель Думы Ольхонского районного муниципального образования Бартель С.В., представители администрации Ольхонского районного муниципального образования возражали против удовлетворения заявлений.
Представители Восточно-Сибирского филиала ФГУП " Г." - ВИСХАГИ, Правительства Иркутской области в судебном заседании отсутствовали.
Прокурор Ольхонского района Игнатьева Е.В. полагала заявления ДНТ "Ханхой", ДНТ "Байтур" подлежащими удовлетворению.
Решением суда от 15 февраля 2013 года заявления ДНТ "Ханхой", ДНТ "Байтур" удовлетворены.
Признано противоречащим закону полностью и недействующим с момента принятия решение Думы Ольхонского районного муниципального образования "номер изъят" от "дата изъята" "Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента" (с приложением "номер изъят") с учетом изменений, принятых решением Думы Ольхонского районного муниципального образования "номер изъят" от "дата изъята", опубликованных в газете " Б.З." от "дата изъята" "номер изъят", от "дата изъята" "номер изъят".
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности мэра администрации Ольхонского районного муниципального образования Брагина А.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, указывая, что является неправильным вывод суда о том, что корректирующий коэффициент рассчитан не в зависимости от категории земель и (или) вида разрешенного использования, а постановлен в зависимость от рыночного размера арендной платы, поскольку ни одним нормативным правовым актом Российской Федерации не установлен запрет на применение в экономическом обосновании данных, основанных на рыночной оценке. В данном случае, рыночный размер арендной платы применен не произвольно, а именно по разрешенному использованию - дачное строительство, что подтверждается установление корректирующего коэффициента по виду разрешенного использования.
Указывает, что при утверждении Методики в полной мере соблюден установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 принцип экономической обоснованности, так как стоимость дачного участка определяется не стоимостью возможной полученной с него продукции, так как участок априории предназначен для отдыха и его стоимость или доходность может определяться только рыночной стоимостью его купли-продажи или права его аренды. Другого экономического обоснования быть не может.
Указывает, что суд, принимая во внимание заключение прокурора, ставящее под сомнение отчет Восточно-Сибирского филиала ФГУП " Г." - ВИСХАГИ, не дал оценку другим доказательствам, подтверждающим выводы отчета.
Полагает, что суд, делая вывод о нарушении прав и законных интересов членов ДНТ, в связи с их неизвещением о рассмотрении вопроса о повышающем коэффициенте неправильно применил норму закона, а именно ст. 37 от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Более того, в газете "Байкальские зори" было опубликовано извещение о дате, месте и времени рассмотрения вопроса об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента.
Считает, что введение повышающего коэффициента не ухудшает положение владельцев дачных участков, а лишь приводит размер взимаемой арендной платы к единым показателям, что полностью соответствует действующему законодательству и не устанавливает каких-либо обременений для этого вида плательщиков арендной платы.
Полагает, что ссылки в решении на неоднозначное толкование примененных в методике терминов, понятий и формулировок не подтверждены доказательствами и имеют голословное утверждение.
Кроме того, суд ссылается на нарушения Думой Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, при этом не указал в какой части Думой нарушены указанные законы.
В апелляционной жалобе представитель Думы Ольхонского районного муниципального образования - Бартель С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявлений, указывая, что суд в нарушении требований ст. ст. 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не мотивировал свое несогласие с позицией заинтересованного лица в части отсутствия у заявителей права обжалования решения Думы "номер изъят" от "дата изъята".
Указывает, что в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно заявитель обязан доказать, что его право нарушено оспариваемым нормативным актом. Однако, заявители не доказали нарушение своих прав, в том числе возложение на них какой-либо не предусмотренной законом обязанности, а суд удовлетворив заявления вышел за рамки полномочий, установленных ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Считает, что оспариваемое решение Думы в соответствии с постановлением администрации Иркутской области от 31 июля 2008 года N 213 - ПА и федеральными законами.
Кроме того, суд ссылается на нарушения Думой Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, при этом не указал в какой части Думой нарушены указанные законы.
Письменных возражений относительно жалоб не поступало.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Рудковской И.А., объяснения представителя администрации Ольхонского районного муниципального образования, Думы Ольхонского районного муниципального образования Бартель С.В., поддержавшего доводы жалобы, представителей ДНТ "Байтур" Полевода А.А., Морозова В.В., Огородникова Б.М., представителя "Ханхой" Саенко И.В., согласившихся с решением суда, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не находит оснований для его отмены.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые по делу обстоятельства, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности и в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также правильно применил нормы материального права.
Согласно п. п. 1 и 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчёта размера арендной платы, принцип предельно допустимой простоты расчёта арендной платы, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, принцип учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности принцип запрета необоснованных предпочтений.
Судом первой инстанции установлено, что ДНТ "Байтур" является арендатором земельного участка по договору "номер изъят" от "дата изъята", заключенного с администрацией Ольхонского районного муниципального образования с кадастровым номером "номер изъят", площадью "данные изъяты", размер ежегодной арендной платы составляет "данные изъяты", то есть 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка, которая установлена в размере "данные изъяты".
ДНТ "Ханхой" является арендатором земельного участка по договору "номер изъят" от "дата изъята", заключенного с администрацией Ольхонского районного муниципального образования с кадастровым номером "номер изъят", площадью "данные изъяты", размер ежегодной арендной платы составляет "данные изъяты", то есть 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка, которая установлена в размере "данные изъяты".
Удовлетворяя заявления ДНТ "Байтур" и ДНТ "Ханхой", суд обоснованно пришел к выводу, что решение Думы Ольхонского районного муниципального образования "номер изъят" от "дата изъята" противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону Российской Федерации от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановлению администрации Иркутской области от 31 июля 2008 года N 213-ПА "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", правильно указав, что применение методики расчета корректирующего коэффициента, утвержденного оспариваемым решением нарушает права и интересы дачных некоммерческих объединений при аренде земельных участков, возлагая на них дополнительное финансовое бремя в виде необходимости внесения арендной платы в большем размере, чем это предусмотрено законодательством.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правильными основанными на законе и обстоятельствах дела.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание судебной коллегией исходя из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Иркутской области от 31 июля 2008 года N 213-ПА утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Иркутской области, согласно которому арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок, за исключением случаев определения размера арендной платы в соответствии с пунктами 5, 6 настоящего Положения.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категории земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков.
Как видно из материалов дела, "дата изъята" Думой Ольхонского районного муниципального образования принято решение "номер изъят" "Об утверждении методики расчета корректирующего коэффициента" на территории Ольхонского района Иркутской области, которым утверждена методика расчета корректирующего коэффициента; утвержден удельный показатель рыночного размера арендной платы в размере "данные изъяты"; установлено, что арендная плата за земельные участки, предоставляемые дачным некоммерческим объединениям без торгов, определяется путем умножения размера арендной платы, установленной в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок на корректирующий коэффициент.
Расчет корректирующего коэффициента произведен на основании отчета "номер изъят" от "дата изъята" из которого следует, что для расчета удельного показателя размера арендной платы использована информация о земельных участках, проданных с торгов за "дата изъята", а стоимость 1 кв. м. в размере "данные изъяты" получена математическим путем как среднеарифметическая между минимальной и максимальной стоимостью, по которым были проданы права аренды земельных участков на торгах.
Анализ установленных по делу обстоятельств позволяет прийти к выводу, что решение Думы Ольхонского районного муниципального образования "номер изъят" от "дата изъята" принято за пределами предоставленных полномочий, поскольку органы местного самоуправления не наделены полномочиями по разработке и утверждению методик расчета корректирующих коэффициентов и в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановления администрации Иркутской области N 213-ПА "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" вправе устанавливать коэффициенты в конкретном размере.
Кроме того, при принятии оспариваемого решения, администрацией районного муниципального образования введены новые показатели фактически дополняющие порядок расчета арендной платы, утвержденный постановлением администрации Иркутской области N 213 - ПА, а именно введены новые коэффициенты - место положения земельного участка и удельный показатель рыночного размера арендной платы. Из представленной заинтересованным лицом формулы расчета арендной платы усматривается, что расчет производится исходя из удельного показателя рыночного размера арендной платы умноженного на коэффициент место положения земельного участка, что прямо противоречит требования Постановления N 213-ПА.
При рассмотрении заявлений заинтересованным лицом не представлены доказательства, что вводимый корректирующий коэффициент рассчитан с учетом принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что методика расчета корректирующего коэффициента, утвержденная оспариваемым решением Думы Ольхонского районного муниципального образования нарушает права и законные интересы дачных некоммерческих объединений при аренде земельных участков и ставит их в экономически невыгодное положение по сравнению с другими дачными некоммерческими объединениями, находящимися в границах других муниципальных образований.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, судом не допущено.
Таким образом, проверенное по доводам апелляционных жалоб решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 15 февраля 2013 года, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 15 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
С.С. Амосов
Судьи
И.И. Губаревич
И.А. Рудковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.