Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Поповой А.А.,
судей Сазонова П.А. и Егоровой О.В.,
при секретаре Березовской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фильченко Л.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Братске и Братском районе Иркутской области, Министерству финансов РФ о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, взыскании компенсации стоимости расходов на переезд,
по апелляционной жалобе представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Иркутской области Посмитной А.Ю.
на решение Братского городского суда Иркутской области от 7 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Фильченко Л.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Иркутской области, в обоснование которого указала, что является неработающим пенсионером и получателем трудовой пенсии по старости с "дата изъята". "дата изъята" Фильченко Л.В. переехала из "адрес изъят" для постоянного проживания в "адрес изъят", при этом понесла расходы в связи с переездом в размере "данные изъяты", в возмещении которых УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Иркутской области ей было отказано. В связи с обращением в суд Фильченко Л.В. понесла расходы по оплате доверенности в сумме "данные изъяты", расходы по составлению искового заявления в размере "данные изъяты".
На основании изложенного, Фильченко Л.В. просила суд взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Иркутской области компенсацию стоимости расходов, связанных с выездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере "данные изъяты", расходы по оплате доверенности в сумме "данные изъяты", расходы по составлению искового заявления в размере "данные изъяты".
Определением суда от 22.11.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 07.12.2012 исковые требования Фильченко Л.В. удовлетворены частично. С УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Иркутской области в пользу Фильченко Л.В. взыскана компенсация расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в размере "данные изъяты", во взыскании компенсации в большем размере - отказано. С УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Иркутской области в пользу Фильченко Л.В. взысканы судебные расходы в размере "данные изъяты". С УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Иркутской области в бюджет МО г. Братска взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты". Министерство финансов РФ освобождено от гражданско-правовой ответственности по данному спору.
В апелляционной жалобе представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Иркутской области Посмитная А.Ю. просит отменить решение суда от 07.12.2012, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Фильченко Л.В. по следующим основаниям:
Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривает компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, только для работающих граждан.
Постановлениями Правительства РФ от 11.08.1992 N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и от 02.11.1992 N 840 "О дополнении Постановления Правительства РФ от 11.08.1992 N 572" не предусмотрена обязанность Пенсионного фонда РФ по возмещению компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Суд не принял во внимание Порядок выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подготовленный во исполнение Постановлений Правительства РФ от 11.08.1992 N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и от 02.11.1992 N 840 "О дополнении постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1992 N 572", утвержденный Комитетом РФ по социально-экономическому развитию Севера 10.11.1992, согласно которому выплата компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, пенсионерам производится центральными бухгалтериями администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания, подтверждающим факт получения пенсии.
При вынесении решения суд не учел практику Иркутского областного суда по подобным делам, согласно которой Пенсионный фонд РФ не является надлежащим ответчиком по иску о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Иркутской области Давыдовой Л.Е., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
При рассмотрении данного дела суд апелляционной инстанции установил, что Фильченко Л.В. является неработающим пенсионером с "дата изъята", постоянно проживала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - "адрес изъят", и выехала на постоянное место жительства в "адрес изъят", где зарегистрирована по "адрес изъят". В качестве члена семьи Фильченко Л.В. на постоянное место жительства выехал и ее муж Ф., также являющийся неработающим пенсионером. Размер произведенных транспортных затрат Фильченко Л.В., включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи, из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составил "данные изъяты".
Суд первой инстанции, правильно применив ст. 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", пришел к обоснованному выводу о наличии у Фильченко Л.В. права на компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера, подлежащей взысканию с УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Иркутской области.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Иркутской области при рассмотрении дела судом первой инстанции, судом им дана надлежащая оценка и они отвергнуты по основаниям, приведенным в решении суда и изложенным выше в настоящем определении.
Как указано в пункте 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 мая 2013 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.М. Моренко" компенсация пенсионерам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расходов, связанных с выездом из указанных мест, была предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Согласно данному постановлению, принятому во исполнение постановления VI Съезда народных депутатов Российской Федерации от 21 апреля 1992 года N 2707-I "О социально-экономическом положении районов Севера и приравненных к ним местностей", пенсионерам, наряду с иными категориями граждан, возмещается 100 процентов произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи; финансирование этих расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 1); в случае отсутствия в соответствующих бюджетах достаточных доходов для финансирования указанных расходов Министерству финансов Российской Федерации поручалось предусматривать на эти цели субвенции из республиканского бюджета Российской Федерации (пункт 2).
Утвержденный 10 ноября 1992 года Государственным комитетом Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Порядок выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возлагал выплату пенсионерам компенсации транспортных затрат на центральные бухгалтерии администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания, подтверждающим факт получения пенсии.
Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", не затрагивая самого по себе предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 права пенсионеров, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на социальную поддержку в виде компенсации расходов, связанных с выездом из указанных мест, изменил только источник финансирования этих расходов: в соответствии с частью второй его статьи 4 расходы, связанные с выездом отдельных категорий граждан, включая пенсионеров, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подлежали компенсации за счет консолидированного бюджета Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 4 статьи 26) статья 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" была изложена в новой редакции: в частности, прямое указание на компенсацию пенсионерам расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, за счет консолидированного бюджета Российской Федерации было заменено положением, согласно которому гарантии и компенсации, установленные данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Изменения, внесенные в статью 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направлены, таким образом, исключительно на определение нового порядка финансирования гарантий и компенсаций, которые установлены как данным Законом, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 право неработающих пенсионеров, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на компенсацию расходов, связанных с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат.
Следовательно, по смыслу пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ во взаимосвязи с сохраняющими свою силу нормативными правовыми актами Съезда народных депутатов Российской Федерации (постановление от 21 апреля 1992 года N 2707-I) и Правительства Российской Федерации (постановление от 11 августа 1992 года N 572), за неработающими пенсионерами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в настоящее время сохраняется право на получение социальной поддержки в виде компенсации расходов, связанных с переездом на новое место жительства, в размере 100 процентов понесенных транспортных затрат, реализации которого не должно препятствовать отсутствие в статье 4 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ прямого указания на эту конкретную компенсацию и которому должна корреспондировать обязанность государства осуществлять соответствующее финансирование.
Все доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение, проверенное по доводам жалобы, отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Братского городского суда Иркутской области от 7 декабря 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
А.А. Попова
Судьи:
П.А. Сазонов
О.В. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.