Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Е.Ю.,
судей Усовой Н.М., Ивановой О.Н.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Братска в интересах Медведковой Натальи Викторовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда незаконным, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
по апелляционной жалобе представителя Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области на решение Братского городского суда Иркутской области от 28 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований прокурор города Братска Иркутской области указал, что Медведкова Н.В. является "данные изъяты" и проживает в "данные изъяты", который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В "дата изъята" Медведкова Н.В. выезжала к месту отдыха "адрес изъят". В соответствии с проездными билетами стоимость ее проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно составила "данные изъяты".
В "дата изъята" Медведкова Н.В. обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту - УПФР в г. Братске и Братском районе) с заявлением об оплате проезда к месту отдыха и обратно. Решением ответчика в оплате стоимости проезда к месту отдыха ей было отказано, поскольку она отдыхала за пределами Российской Федерации.
Прокурор города Братска просил суд признать решение УПФР в г. Братске и Братском районе "номер изъят" от "дата изъята" об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда незаконным, взыскать в пользу Медведковой Н.В. компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере "данные изъяты".
Истец Медведкова Н.В. в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.
Помощник прокурора г. Братска Погодаева В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика УПФР в г. Братске и Братском районе Комарова С.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 28 февраля 2013 года исковые требования прокурора города Братска в интересах Медведковой Н.В. удовлетворены полностью.
На решение суда представителем УПФР в г. Братске и Братском районе Посмитной А.Ю., действующей на основании доверенности, была подана апелляционная жалоба, в которой она указывает, что с решением суда не согласна, считает, что оно принято без учета действующего законодательства. Просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г. Братска в интересах Медведковой Н.В.
Считает, что решение вынесено с нарушением норм материального права. В "дата изъята" истец осуществляла проезд "адрес изъят", соответственно осуществляла свой отдых за пределами территории РФ. Согласно ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с дополнениями и изменениями), компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимися получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ. Согласно действующему законодательству компенсации подлежат расходы по оплате стоимости проезда, осуществленные пенсионером при условии нахождения места отдыха на территории РФ. В материалах дела имеются доказательства, а именно проездные билеты, подтверждающие нахождение пенсионера в месте отдыха за пределами территории РФ, соответственно, право на компенсацию истец не имеет. Статьи 37 и 39 Конституции РФ устанавливают гарантии права человека и гражданина на труд и социальное обеспечение, а предоставление документов, подтверждающих факт поездки к месту отдыха, не может рассматриваться как нарушение требований ч. 2 ст. 55 Конституции РФ. Конституционный суд РФ в определении от 02.02.2006 N 38-О по запросу Думы Таймырского (Долго-Ненецкого) автономного округа о проведении проверке конституционных положений пунктов 7 и 9 Правил установил, что нормативные положения, содержащиеся в этих пунктах не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера пенсионерам - получателя трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, в том числе самостоятельно организованного, с учетом целевой направленности этой льготы для данной категории пенсионеров предусматривается оплата транспортных расходов, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдыха и обратно и при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха на территории РФ. Доводы истца о том, что территориальный орган ПФР незаконно вынес решение об отказе в выплате компенсации и отказывается пенсионеру компенсировать расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в месте отдыха за пределами территории РФ, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как согласно статьи 13 ГК РФ о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, суд может признать решение Управления об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно незаконным, если оно не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданское право и свободу гражданина, однако решение Управления вынесено в соответствии с действующим законодательством РФ (Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176).
В возражениях помощник прокурора города Братска Иркутской области Погодаева В.А. просит решение суда отставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя пенсионного органа Давыдову Л.Е., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Нарижняк О.Н., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции, действующей с 01.01.2005), компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
В соответствии с п.п. 3, 6, 7, 8, 10 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. Компенсация производится один раз в два года. К заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ (или отрывные талоны), являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда, внутренним водным транспортом - в каюте 3 категории речного судна всех линий сообщений, воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса, автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
Суд первой инстанции правильно установил право истца на компенсацию расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно.
При рассмотрении настоящего дела суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и верно применил нормы материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что с учетом целевой направленности этой льготы для данной категории пенсионеров предусматривается оплата транспортных расходов, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдыха и обратно, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха на территории Российской Федерации, не влияет на законность и обоснованность решения суда.
Определяя размер компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, суд правильно исходил из стоимости перелета в салоне экономического класса по маршруту "данные изъяты", согласно справкам ООО " А.", а также стоимости проезда железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда по маршруту "данные изъяты", согласно справке билетного кассира.
Маршрут следования Медведковой Н.В. к месту отдыха и обратно, стоимость проезда ответчиком не оспаривались. Ограничение права пенсионера на получение компенсации стоимости проезда по причине самостоятельной организации отдыха противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации и ставит пенсионера, самостоятельно организовавшего свой отдых, в неравное положение с теми пенсионерами, которые отдыхали в организациях, предоставляющих такие услуги на территории Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда,
иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 28 февраля 2013 года оставить - без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Зубкова
Судьи Н.М. Усова
О.Н. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.