Решение Калининградского областного суда от 04 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судья Калининградского областного суда
Зеленский А.М.
при секретаре Ульяновой В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО "КВ-Транс" на постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 07 февраля 2013 г., которым ООО "КВ-Транс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей
Заслушав объяснения руководителя ООО "КВ-Транс" - Калакуцкой В.А., поддержавшей жалобу, пояснения представителя Калининградской областной таможни - Зимовина С.И., возражавшего против доводов, изложенных в жалобе, а также исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
12 октября 2012 года в 22 час. 55 мин. на таможенный пост МАШТ Багратионовск Калининградской областной таможни, следуя из Польши в Российскую Федерацию прибыло транспортное средство марки " В.", регистрационный номер N, с полуприцепом марки " Ф." регистрационный номер N, который перемещал товар: части аккумуляторов в количестве 33 грузовых мест (паллет), общим весом, согласно представленным документам, 2122 кг (брутто). Отправителем товара являлась фирма " П.", получатель - ООО " Б.", перевозчик -ООО "КВ-Транс". Для прохождения таможенного контроля водитель перевозчика А. предоставил следующие документы: CMR б/н от 12 октября 2012 года, инвойс N от 12 октября 2012 года. По результатам проведенного таможенного контроля (акты таможенного досмотра N, N) было установлено, что фактический вес товара в грузовом отсеке транспортного средства составляет 4318 кг, что превышает вес, заявленный в товаросопроводительных документах, на 2196 кг. Следовательно, в ходе таможенного контроля было обнаружено сообщение ООО "КВ-Транс" таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара, перемещаемого на указанном транспортном средстве.
По данному факту 15 октября 2012 года старшим государственным таможенным инспектором ОТД таможенного поста МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни Ж. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 1 -4).
15 ноября 2012 года в отношении ООО "КВ-Транс" составлен протокол об административном правонарушении N, действия которого квалифицированы по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 83-89).
27 ноября 2012 года вынесено определение о передаче судье для рассмотрения дела об административном правонарушении N (л.д. 99-104).
Судьёй вынесено изложенное выше постановление.
В жалобе на указанное постановление ООО "КВ-Транс" просит его отменить, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения в действиях предприятия.
Проверив законность и обоснованность постановления, суд находит его подлежащим оставлению без изменения.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности, за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Положениями ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные в п. 1 ч. 1 данной статьи, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен.
Согласно ст. 194 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" при ввозе товаров в РФ с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза перевозчик обязан: доставить товары в место прибытия или иное место, определенное в соответствии с ч. 1 ст. 193 настоящего закона; предъявить товары таможенному органу; представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза; представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством РФ такие документы подлежат представлению таможенному органу в месте прибытия; совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, согласно таможенному законодательству РФ о таможенном деле.
Статья 8 "Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов" (КДПГ) (заключена в Женеве 19 мая 1956 года) предусматривает обязанность перевозчика при принятии груза проверить точность записей, сделанных в накладной, относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, а также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
Из содержания данной статьи следует, что перевозчик в обязательном порядке должен совершить действия, указанные в подпунктах 1а и 1Ь п. 1 ст. 8 КДПГ, и в любом случае вправе проверить вес брутто или количество груза, выраженного в других единицах измерения при заключении договора перевозки (составлении накладной).
Однако ООО "КВ-Транс" не были выполнены требования ст. 8 "Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ)" (1956 г.), согласно которым при принятии груза перевозчик обязан проверить: точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковки; если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, чего перевозчиком сделано не было.
В соответствии с примечанием 2 к ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В представленных перевозчиком документах недостоверно отражены сведения о весе товара.
Доводы об отсутствии вины ООО "КВ-Транс" в совершении данного административного правонарушения, так как согласно международным правовым нормам перевозчик не обязан проверять вес товара, правильность и полноту представленных отправителем документов и сведений о грузе, не соответствуют нормам международного права.
Статьей 3 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года установлено, что при применении данной Конвенции перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.
Статьями 4-6 и 9 КДПГ предусмотрено, что договор перевозки устанавливается накладной, подписанной отправителем и перевозчиком. В накладной должны быть указаны, помимо прочего, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Накладная служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. При отсутствии в накладной мотивированных перевозчиком оговорок, имеется презумпция, что сведения о грузе соответствуют указаниям накладной.
Таким образом, исходя из содержания приведенных статей Конвенции, накладная является доказательством условий договора, который составляется сторонами, в том числе перевозчиком, при их непосредственном участии и с отражением в нем известных всем участникам договора условий (что предполагает их предварительную проверку), в частности, о весе груза.
Пунктом 2 ст. 11 КДПГ предусмотрено, что проверка правильности и полноты документов не лежит на обязанности перевозчика. Однако в данном случае речь идет о документах, упомянутых в п. 1 ст. 11 КДПГ, согласно которой отправитель обязан до передачи груза присоединить к накладной или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей, из чего следует, что накладная, составленная с участием перевозчика должна содержать достоверные сведения о грузе, а отсутствие обязанности по проверке со стороны перевозчика документов и сведений, о чем идет речь в ч. 2 указанной статьи, относится только к приложенным к накладной документам.
Таким образом, ООО "КВ-Транс" в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе международных норм, имело возможность правильно установить вес ввозимого в РФ груза и сообщить таможенному органу достоверные сведения об этом или же внести в товаросопроводительные документы соответствующие оговорки, однако не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований закона: не была проверена правильность записей, сделанных в сопроводительных документах на товар, относительно веса товара, не внесены обоснованные оговорки об этом в товаросопроводительную накладную.
Кроме того, исходя из характеристики ввозимого товара, значительного превышения веса брутто товара над заявленным (2196 кг.), количества мест, предназначенных для перевозки товара, имеющего массу сверх заявленной, водитель имел возможность уточнить правильность указания в товаросопроводительных документах веса товара, однако не реализовал свое право по собственному на то усмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 07 февраля 2013г. оставить без изменения, жалобу ООО "КВ-Транс" - без удовлетворения.
Судья Калининградского
областного суда Зеленский А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.