Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Михальчик С.А.
судей: Поникаровской Н.В., Теплинской Т.В.
при секретаре Минченко И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Малышко О.А. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25 января 2013 года, которым исковые требования Малышко О.А. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Калининграда вечерней (сменной) общеобразовательной школе N 17 при ИУ о понуждении к предоставлению справки, подтверждающей его специальный стаж, а также его исковые требования к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде, отделу назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценке пенсионных прав застрахованных лиц Октябрьского района г. Калининграда о возмещении материального и морального вреда оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения Малышко О.А. и его представителя Гусевой Г.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя МОУ ВСОШ N 17 при ИУ Цапенко А.А., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малышко О.А. обратился в суд с иском к ответчикам, указывая, что с 1980 года работал в местах лишения свободы на должностях "данные изъяты" и "данные изъяты" в ФКУ ИК- N УФСИН России по Калининградской области и ФКУ ИК- N УФСИН России, а с 2008 года - в МОУ ВСОШ N 17.
В ноябре 2006 года он обращался в отдел назначения пенсий за назначением ему педагогической пенсии за работу с осужденными, однако, в этом ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа. Впоследствии ему была назначена пенсия по старости на общих условиях с 08 августа 2011 года.
Вместе с тем истец полагал, что он необоснованно был лишен права на досрочную пенсию, которая должна была быть ему назначена в 2006 году. Кроме того он и в последующем в период с 2008 по 2011 годы обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, ему в этом также необоснованно отказывали.
Просил взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде материальный ущерб в виде невыплаченной ему пенсии за период с 08 августа 2006 года по 08 августа 2011 года и компенсацию морального вреда в размере пенсионной задолженности.
Помимо этого просил обязать администрацию учебного заведения МОУ ВСОШ N 17 выдать ему справку, подтверждающую его льготный стаж и педагогическую нагрузку, а также занятость полный рабочий день на работах с осужденными за период с сентября 1989 года по 08 августа 2011 года.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Малышко О.А., полагая решение суда незаконным, просит его отменить, продолжая утверждать, что к 12.08.2008 году его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, достиг требуемой продолжительности (15 лет) и он приобрел право на назначение пенсии, которая пенсионным органам, вопреки требованиям закона, ему назначена не была.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Малышко О.А., полагая, что приобрел право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, 20 ноября 2006 года, а в последующем 12 февраля 2007 года обратился в Управление пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по п.п. 8 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (за работу с осужденными в виде лишения свободы).
Пенсионным органом истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по тем основаниям, что к моменту обращения у Малышко О.А. отсутствовал специальный стаж, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по указанному основанию. Так, требуемая продолжительность специального стажа для назначения пенсии по пп. 8 п.1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должна составлять не менее 15 лет, в то время как специальный стаж истца, по подсчетам пенсионного органа, составил 13 лет 6 месяцев 7 дней.
Правомерность отказа пенсионного органа в назначении истцу досрочно трудовой пенсии по старости была проверена судом и вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 06 декабря 2007 года такой отказ признан обоснованным, а истцу в удовлетворении его требований отказано.
Судом также установлено, что впоследствии истец в установленном законом порядке в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Калининграда с заявлением о назначении ему досрочно трудовой пенсии по старости не обращался и соответствующие документы необходимые для оценки такого права не предоставлял.
Пенсия Малышко О.А. по его обращению назначена по достижению им общего пенсионного возраста в 2011 году.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона РФ N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, поданному, в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 и п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27 февраля 2002 года (далее - Правила), граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Согласно п. 15 Правил, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в ст. 19 Федерального закона РФ N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ст. 23 Федерального закона РФ N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", но не ранее дня приобретения права на пенсию.
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно п. 16 Правил, факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Список недостающих для назначения пенсии документов и сведений индивидуального (профессионального) учета в системе государственного пенсионного страхования определяется территориальным органом Пенсионного фонда РФ и отмечается в расписке-уведомлении.
Перечень документов утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации N 16/19па от 27 февраля 2002 года "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, установив все обстоятельства дела и с учетом приведенных выше положений действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что законных оснований к удовлетворению требований истца не имеется.
При этом суд обоснованно исходил из того, что назначение пенсии (за исключением случаев, предусмотренных ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") носит заявительный характер и осуществляется пенсионным органом исключительно по заявлению лица, а назначение досрочно трудовой пенсии по старости - при наличии документов, подтверждающих специальный стаж, оформленных в установленном законом порядке.
Поскольку судом бесспорно установлено, что Малышко О.А. после 2006 года в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочно пенсии не обращался и документы, необходимые для оценки его прав на досрочную пенсию не предоставлял, у пенсионного органа не возникло обязанности по назначению ему такой пенсии как с 2006 года, так и с 12.08.2008 года.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дал правильную оценку, подтверждены материалами дела и подробно мотивированы в решении.
Доводы истца Малышко О.А., на которые он вновь ссылается в жалобе, о том, что Управление Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде, располагая сведениями о его работе с осужденными, должно было "автоматически" с момента приобретения им права на пенсию (как он полагает с 12.08.2008 года) назначить такую пенсию, не основаны на законе и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Не может судебная коллегия согласиться и с утверждениями истца о том, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факт его обращения в 2010 году к ответчику с заявлением о назначении пенсии, которые суд не принял во внимание.
Вопреки мнению подателя жалобы, его переписка с различными государственными органами, включая прокуратуру Калининградской области, а также ответ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде от 17.02.2010 года, на который ссылается Малышко О.А. в жалобе, не свидетельствуют о соблюдении истцом установленных законом порядка и формы обращения за назначением пенсии.
С учетом изложенного оснований полагать, что по вине пенсионного органа истец был необоснованно лишен права на назначение ему пенсии с 2006 года или с 12 августа 2008 года не имеется. В этой связи на ответчика не может быть возложена обязанность по возмещению ему материального ущерба в виде невыплаченной за этот период времени пенсии.
Кроме того, учитывая, что доказательств, подтверждающих факт обращения Малышко О.А. к работодателю - МБОУ г. Калининграда ВОШ N 17 при ИУ за получением справки, подтверждающей характер его работы и специальный стаж, а равно и доказательств, подтверждающих отказ указанного учебного заведения в выдаче такой справки, отсутствуют достаточные правовые основания и для удовлетворения требований истца в этой части, о чем суд правильно указал в решении.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит каких-либо доводов, которые не были исследованы судом первой инстанции и могли бы повлиять на изложенные выше выводы суда, оснований для отмены законно постановленного решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.