Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Поникаровской Н.В., Струковой А.А.
при секретаре Шишковой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 27 февраля 2013 года, которым удовлетворены исковые требования С.
Признано незаконным и отменено постановление главы администрации МО "Зеленоградский район" от 11 апреля 2007 года N в части закрепления за несовершеннолетней С. жилого помещения - квартиры N дома N по "адрес".
Правительство Калининградской области обязано предоставить С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее установленных норм предоставления жилой площади.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в суд с иском, указывая, что она относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и с апреля 2011 года она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет.
В 2007 году после лишения ее родителей родительских прав она была зарегистрирована в квартире N дома N по "адрес", собственником которой является ее бабушка, и это жилое помещение было за ней закреплено.
Кроме того она является долевым собственником 10/100 доли жилого дома N по "адрес", однако в 2004 году это жилое помещение пострадало от пожара и непригодно для проживания.
Наличие закрепленного за ней жилого помещения и жилого помещения в собственности явилось основанием к отказу в предоставлении ей, как лицу из числа детей сирот, оставшихся без помещения родителей, жилого помещения.
Истица, полагала, что постановление о закреплении за ней указанного жилого помещения является незаконным, поскольку право пользования им она не имеет.
С учетом изменений, внесенных в федеральное и региональное законодательство, регулирующее вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот, и ссылаясь на отсутствие у нее пригодного для проживания жилого помещения в собственности или на условиях социального найма, просила обязать Правительство Калининградской области обеспечить ее жилым помещением из специализированного жилищного фонда.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Калининградской области просит указанное решение суда отменить, полагая, что суд без достаточных к тому оснований пришел к выводу о непригодности для проживания жилого помещения, находящегося в собственности С., поскольку в установленном законом порядке это жилое помещение таковым признано не было.
Обращает внимание судебной коллегии и на то обстоятельство, что оснований для возложения на Правительство Калининградской области обязанности по обеспечению истицы специализированным жилым помещением не имелось, поскольку истица с заявлением о включении ее в список лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без помещения родителей для обеспечения ее специализированным жилым помещением в Министерство образования Калининградской области в установленном порядке не обращалась, то есть процедура, предусмотренная Законом Калининградской области от 03.07.2007 г. N 151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области", не соблюдена.
С. на апелляционную жалобу принесены возражения.
Представители Правительства Калининградской области, Министерства образования Правительства Калининградской области, а также администрации МО "Зеленоградский район" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. О дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждено материалами дела (л.д.134, 137,139).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, С. (до вступления в брак С.), ДД.ММ.ГГГГ рождения, относиться к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 28 февраля 2007 года ее мать Т. и отец В. были лишены родительских прав (л.д. 23).
Согласно постановлению главы администрации МО "Зеленоградский район" от 11 апреля 2007 года N С. передана под опеку своей сестры О. Также данным постановлением за истицей было закреплено жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес" (л.д. 13), в котором истица зарегистрирована с 06.03.2007 г.
Постановлением главы администрации МО "Ковровское сельское поселение" от 06 апреля 2011 года N С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по ч.1 ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей (к числу которых относиться истица) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди (п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, утративший силу с 01 января 2013 года - Федеральный закон от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ).
В силу положений ст. 8 Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С учетом этих ранее действовавших норм и учитывая наличие у С. закрепленного за ней жилого помещения, Министерство образования Правительство Калининградской области в письме от 10.10.12 года сообщило истице об отсутствии у нее права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке.
Разрешая заявленные истицей требования о признании незаконным постановления главы администрации МО "Зеленоградский район" от 11.04.2007 года о закреплении за С. жилого помещения в пос. А., суд первой инстанции с учетом приведенных в решении положений закона, правильно исходил из того, что поскольку указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности бабушке истицы Г., а С. не являлась нанимателем этого жилого помещения, членом семьи нанимателя либо его собственником, оно не могло быть за ней закреплено.
В этой связи суд обоснованно признал незаконным названное выше постановление и оснований не согласиться с такими выводами у судебной коллегии не имеется. Доводов о несогласии с решением суда в этой части апелляционная жалоба не содержит.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 4 данного закона предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, указанный Федеральный закон от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ имеет обратную силу, в связи с чем на возникшие правоотношения он также распространяется.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Также Федеральным законом 29 февраля 2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса, в том числе и обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Во исполнение указаний Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ был принят Закон Калининградской области от 26.12.2012 N 191 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которым вносились изменения в Законы Калининградской области от 3 июля 2007 года N 151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" и от 28 декабря 2005 года N 714 "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 4 Закона Калининградской области от 26.12.2012 N 191 предусмотрено, что настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года и распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления настоящего Закона в силу.
Согласно 43-3 Закона Калининградской области "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Возлагая на Правительство Калининградской области обязанность по предоставлению С. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее установленных норм предоставления жилой площади, суд обоснованно исходил из того, что в настоящее время истица подлежит обеспечению специализированным жилым помещением в соответствии с приведенными выше требованиями действующего в настоящее время законодательства, поскольку по договору социального найма либо в собственности не имеет жилого помещения пригодного для проживания и ранее возникшее у нее право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления настоящего Закона в силу она не реализовала.
Такие выводы суда основаны на совокупности исследованных доказательств, которым суд дал в соответствии со ст. 67 правильную оценку, подтверждены материалами дела и основаны на законе.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ранее С., ее матери Т. и сестре О. принадлежали 19/100 долей в праве собственности на жилой дом N по "адрес", что подтверждается справкой БТИ (л.д. 31).
Указанная доля дома впоследствии были обменяна матерью истицы Т. на 10/100 доли дома N по "адрес" по договору от 31 октября 1997 года.
Несмотря на то, что указанный договор мены не был зарегистрирован в установленном законом порядке, фактически обмен жилыми помещениями, был произведен более 15 лет назад, и семья истицы фактически занимала жилое помещение в доме N по "адрес", расположенное на N этаже.
Это обстоятельство подтвердила и в суде апелляционной инстанции С., указав, что некоторое время проживала с матерью в доме N по "адрес", однако поскольку мать злоупотребляла спиртным, она переехала к бабушке и сестре.
Материалами дела также установлено, что в результате пожара в 2004 году жилое помещение, расположенное на N этаже дома N в пос. Р. выгорело.
Согласно заключению межведомственной комиссии МО "Ковровское сельское поселение" от 7 июня 2012 года жилое помещение N-го этажа жилого дома N по "адрес" не соответствует техническим нормам и правилам проживания (л.д. 24).
Иного жилья С. в собственности не имеет, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав (л.д. 29-30).
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что С. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, а имеющееся у нее в собственности жилое помещение не пригодно для проживания являются правильными.
Учитывая это обстоятельство, а также принимая во внимание, что истица состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и такое решение о постановке ее на учет не оспорено и не отменено, С. имеет право на обеспечение ее специализированным жилым помещением.
Критикуя заключение межведомственной комиссии от 07 июня 2012 года, и ставя под сомнение изложенные в нем выводы, Правительство Калининградской области, тем не менее, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представила убедительных и бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что жилое помещение в доме N по "адрес" после произошедшего в нем пожара пригодно для проживания и в этой связи у С. отсутствует право на обеспечение ее специализированным жилым помещением.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о недоказанности факта непригодности для проживания принадлежащего истице на праве собственности жилого помещения не могут повлечь отмену решения суда.
Поскольку с учетом изложенного выше истица имеет право на обеспечение ее специализированным жилым помещением, то обстоятельство, что С. в соответствии с новым порядком учета лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ст. 43-4 Закона Калининградской области N 151 (в ред. от 26.12.2012 года), который вступил в действие в период рассмотрения спора в суде, не обращалась с заявлением о включении ее в соответствующий Список, не может повлечь отказ в удовлетворении ее обоснованных требований.
Как правильно отметил суд в решении, изменение порядка предоставления жилых помещений указанной категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не влияет на само право истицы быть обеспеченной специализированным жилым помещением. Более того на момент рассмотрения дела по существу межведомственная комиссия Калининградской области, которая принимает решение о возможности или невозможности проживания лиц, из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых ими жилых помещениях по договору социального найма или находящихся в собственности, не создана.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными и на правильность принятого судом решения они не влияют.
Поскольку все обстоятельства дела установлены судом правильно и подтверждены материалами дела, нормы материального права применены в соответствии с возникшими правоотношениями, судебная коллегия не находит оснований к отмене законно постановленного решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 27 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.