судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда
в составе председательствующего Бойко В.Н.,
судей Гребенщиковой О.А., Потловой О.М.,
с участием прокурора Чичина С.С.,
при секретаре Колчановой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бойко В.Н. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора г. ФИО1 - ФИО7 на решение ФИО1 городского суда от 27 февраля 2013 года
по делу по иску Прокурора г. ФИО1 к ФИО1 городского округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. ФИО1 обратился в суд с иском в интересах ФИО2, просил ФИО1 городского округа предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, либо квартиры, не менее "данные изъяты" квадратных метров, благоустроенное применительно к условиям г. ФИО1 по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивировал тем, по обращению ФИО2 проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФИО2 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать - ФИО6 лишена родительских прав на основании решения ФИО1 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец - записан со слов матери. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умерла.
ФИО2 состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории сирота с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время зарегистрирована по адресу: "адрес". Закрепленного жилого помещения не имеет.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходила обучение в профессиональном училище N "адрес".
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с изменениями, внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст. 98, 99, ч.1 ст. 109 ЖК РФ, "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ФИО2 имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
На момент вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ ФИО2 состояла на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в ФИО1 г. ФИО1 и не реализовала своего права на жилище.
Обращение в суд прокурора в интересах ФИО2 обусловлено ст. 10 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку истица находится в тяжелом материальном положении, на иждивении имеет малолетнего ребенка, правовыми знаниями не обладает, самостоятельно защитить свои права в суде не может, не имеет возможности оплатить услуги представителя.
Решением Березовского городского суда от 27 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований прокурора г. ФИО1 в интересах ФИО2 к ФИО1 городского округа отказано.
В апелляционном представлении прокурор г. ФИО1 - ФИО7 просит решение суда отменить как необоснованное.
Указывает на то, что суд, отказывая в удовлетворении требований прокурора, не применил закон, подлежащий применению, неправильно истолковал закон, чем нарушил конституционное право ФИО2 на жилище, установленное ст. 40 Конституции РФ.
Полагает, что закон связывает обязанность уполномоченных органов по предоставлению жилья лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с достижением совершеннолетия, а не с наступлением очереди.
Суд установил, что ФИО2 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем, внесена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достигла 18-летнего возраста, поэтому в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) должна быть обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения без какой бы то ни было очередности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав в его поддержку прокурора ФИО4, а также истца ФИО2, просивших отменить решение суда и принять новое об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Её мать ФИО6 решением ФИО1 городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении истицы. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проживала в отделении социального приюта для детей и подростков МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Берегиня", находилась на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Профессиональном училище N "адрес". ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умерла.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФИО1 г. ФИО1 "адрес".
Истица не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории сирота, общая очередь N, льготная - N, что подтверждается справкой МКУ "Градостроительство и управление имуществом ФИО1 городского округа" от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что ФИО2 имеет право на предоставление ей жилого помещения на основании договора найма специализированного жилья.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает право лиц, относящихся к категории граждан "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" на получение жилого помещения вне очереди. А поскольку в списке лиц указанной категории имеются граждане, включенные в список с ДД.ММ.ГГГГ и не обеспечены жильем, то при удовлетворении иска прокурора могут быть нарушены права этих лиц.
Суд указал, что согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающий внеочередное предоставление жилых помещений лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, предоставление специализированных помещений таким лицам с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется в порядке очередности по списку.
Однако данное утверждение суда не основано на законе.
Так, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ регулировал порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма. В рассматриваемой же ситуации речь идет о договоре найма специализированного помещения, таким образом, проводимая судом аналогия данных спорных правоотношений с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ неуместна. При этом, судом не приведено ни одной нормы закона, где было бы указано, что предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда детям, оставшимся без попечения родителей, должно осуществляться в порядке очередности. Более того, судом не приняты во внимание следующие нормы закона, конкретно устанавливающие событие, при наступлении которого гражданин вышеуказанной категории должен быть обеспечен жильем.
Так, согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18 лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение, а не с наступлением очереди.
Вышеуказанным законом в пункте 3 статьи 8 действительно предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, в указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку.
Более того, законодательством "адрес" также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
Так, "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в п. 1 ст. 3 дано следующее понятие: список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, представляет собой совокупность сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом. При этом, согласно указанной норме целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Пунктом 3 названной статьи установлено, что в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.
Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, а не для того, чтоб руководствоваться данным списком при решении вопроса, кто первый из достигших 18 лет граждан должен получить жилье, кто второй и так далее.
В статье 5 данного закона также не указано, что предоставление жилого помещения осуществляется строго в порядке очередности по вышеуказанному списку. В пункте 1 данной статьи лишь указано, что жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательства РФ и законодательства "адрес", событием, при наступлении которого должно быть предоставлено жилое помещение, является достижение лицом названной категории 18 лет, а не наступление очереди по списку. Данное жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно, а не в порядке очередности. Список же нужен для того, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Применение очередности при предоставлении жилья гражданам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает прямое указание пункта 1 ст. 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет. Данный подход к спорным правоотношениям противоречит самому смыслу предоставления указанной категории лиц дополнительных гарантий, поскольку позволяет не предоставлять жилье и по достижении 18-лет.
Поскольку, как указал суд, ФИО2 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем, внесена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достигла 18-летнего возраста, то в соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ), должна быть обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения без какой бы то ни было очередности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований прокурора, не применил закон, подлежащий применению, неправильно истолковал закон, чем нарушил конституционное право ФИО2 на жилище, установленное ст. 40 Конституции РФ.
Решение суда подлежит отмене.
Принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия учитывает, что жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно на территории населенного пункта в границах субъекта РФ, где ФИО2 включена в список, т.е. "адрес".
Предоставление жилого помещения должно осуществляться по норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма. Норма предоставления - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 2 ст. 50 ЖК РФ). Норма предоставления, по общему правилу, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов.
Для граждан, категории которых определены федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ, норма предоставления может устанавливаться соответствующими нормативными правовыми актами (ч.3 ст. 49, ч.3 ст. 50 ЖК РФ). Поэтому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может применяться норма предоставления, установленная законами субъектов РФ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, но не ниже нормы предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании.
Федеральное законодательство не обязывает учитывать при предоставлении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, членов семьи гражданина (детей и супругов).
Согласно п.1 ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 ст. 8 Федерального закона.
Распоряжением ФИО1 г. ФИО1 "адрес" Nр от ДД.ММ.ГГГГ утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - "данные изъяты" кв.м. общей площади на 1 человека на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - "данные изъяты" квадратных метра.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 имеет в составе семьи сына - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р ... Следовательно, ФИО2 не является одиноко проживающим гражданином.
В соответствии со ст.8 ФЗ N 159-ФЗ ФИО2 должно быть предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома, квартиры, благоустроенное к условиям г. ФИО1, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с распоряжением ФИО1 г. ФИО1 Nр от ДД.ММ.ГГГГ, площадью не менее "данные изъяты" кв.м..
Правовых оснований для предоставления ФИО2 жилого помещения площадью не менее "данные изъяты" квадратных метров, как просит прокурор г. ФИО1, не имеется. Поэтому в этой части иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березовского городского суда от 27.02.2013 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора г. ФИО1 к ФИО1 городского округа о предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.
ФИО1 городского округа предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям г. ФИО1 "адрес" по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, не менее "данные изъяты" кв.м.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий: В.Н. Бойко
Судьи: О.М. Потлова
О.А. Гребенщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.