Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Аносовой Е.Н. и Моисеева К.В.,
при секретаре Шабалиной М.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2013 года в г. Кирове дело по жалобе на решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 5 марта 2013 года, которым постановлено обязать КОГКУ "УСЗН в Кирово-Чепецком районе" предоставить Черемных ФИО8 меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячной выплаты с момента обращения.
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черемных А.В. обратилась в суд с иском к КОГКУ "Управление социальной защиты населения в Кирово-Чепецком районе", сформулировав требования в судебном заседании о возложении на ответчика обязанности по предоставлению меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, начиная с "дата"
В обоснование указано на то, что истица является "данные изъяты", с "дата" проживает в "адрес" временно зарегистрирована по этому адресу. "дата" обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении компенсации по оплате коммунальных услуг. Письмом от "дата" N в предоставлении льготы отказано.
Отказ в предоставлении мер социальной поддержки ответчик мотивировал отсутствием постоянной регистрации.
Указывая на ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", истица считает отказ незаконным и настаивает на том, что имеет право на получение ежемесячных денежных выплат.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит об отмене судебного постановления и указывает на ошибочность его выводов, несоответствие их положениям п. 2 Порядка предоставления инвалидам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 14 ноября 2006г. N74/254 которым предусмотрено, что указанные меры социальной поддержки предоставляются только по месту их постоянной регистрации по месту жительства.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований к пересмотру судебного постановления.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон N 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Частью 1 ст. 28.2 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
На основании п.2 (в редакции постановления от 28.03.2013 N 202/174) Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённого Постановлением Правительства Кировской области от 14.11.2006 N 74/254 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи", компенсация расходов на ЖКУ выплачивается гражданам по месту жительства в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Кировской области.
В прежней редакции постановления пунктом 2 Порядка ... предусматривалось, что Компенсация расходов на ЖКУ выплачивается гражданам по постоянному согласно регистрации месту жительства в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Кировской области.
Из материалов дела следует, что исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждены значимые обстоятельства по делу и правильность выводов суда в этой части сомнений не вызывают.
В судебном заседании установлено, что ранее истица проживала и была зарегистрирована по адресу: "адрес", являлась получателем мер социальной поддержки. "дата" истица выехала с прежнего места жительства, снялась с регистрационного учета. Далее постоянно проживает, производит оплату коммунальных услуг и зарегистрирована по месту пребывания с "дата" по "дата" в квартире по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности мужу дочери ФИО6 Действительно, "дата" истица обращалась в КОГКУ "Управление социальной защиты населения в Кирово-Чепецком районе" с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по месту ее фактического проживания с приложением всех необходимых документов. "дата" ответчиком ей было отказано со ссылкой на то, что предоставление компенсации по месту пребывания законодательством не предусмотрено.
В соответствии с положениями части 13 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка на оплату жилого помещения по месту жительства, а не по месту регистрации, поскольку регистрация граждан в Российской Федерации может осуществляться по месту жительства или месту пребывания, на постоянной основе или временно, в зависимости от передвижения гражданина по территории Российской Федерации, и представляет собой административный акт фиксации местонахождения гражданина, что для гражданина-инвалида не может ставиться условием предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2). Согласно ч. 2 ст. 3 Закона, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Ни один из нормативных правовых актов федерального уровня не связывает наличие регистрации гражданина по месту жительства или месту пребывания на территории субъекта Российской Федерации с правом на получение социальной помощи государства.
Учитывая вышеприведенные положения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.
Кроме того, доводы истицы о том, что она не имеет другого жилья, соответствуют данным паспорта об отсутствии регистрации по месту жительства. Указанным обстоятельствам также дана судом правильная оценка.
В связи с изложенным, судебная коллегия
не усматривает оснований к пересмотру решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 5 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.