Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Погудиной Т.С.,
судей Сметаниной О.Н., Опалева О.М.,
с участием прокурора Новиковой И.В.,
при секретаре Ковалевой А.А.
рассмотрела 21 мая 2013 года в открытом судебном заседании в городе Кирове
гражданское дело по иску прокурора Мурашинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Мурашинское городское поселение (далее - МО Мурашинское городское поселение) в лице администрации Мурашинского городского поселения о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере лесопользования
по апелляционной жалобе главы администрации Мурашинского городского поселения Чудиновских Светланы Васильевны
на решение Мурашинского районного суда Кировской области от 19 марта 2013 года,
которым постановлено:
Обязать МО Мурашинское городское поселение Кировской области в лице администрации в срок до 01.01.2016 года:
- установить границы земельных участков, занятых городскими лесами Мурашинского городского поселения,
- поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами Мурашинского городского поселения,
- зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами Мурашинского городского поселения,
- организовать муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов Мурашинского городского поселения,
- разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов Мурашинского городского поселения.
Заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Прокурор Мурашинского района обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к МО Мурашинское городское поселение о возложении обязанности установить границы земельных участков, занятых городскими лесами Мурашинского городского поселения, поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами Мурашинского городского поселения, зарегистрировать право собственности на земельные участки, занятые городскими лесами, организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов Мурашинского городского поселения, разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов Мурашинского городского поселения. В обоснование иска указал, что в результате проверки исполнения законодательства в сфере лесопользования в части принятых мер по учету, охране и воспроизводству лесных ресурсов на территории Муршинского городского поселения установлено, что ответчиком в нарушение законодательства не установлены границы земельных участков, занятых городскими лесами, не оформлено право собственности на данные участки, также они не поставлены на кадастровый учет, не разработан лесохозяйственный регламент городских лесов, что свидетельствует о нерациональном использовании муниципального имущества, создает угрозу потери леса как места отдыха граждан и естественной защиты от загрязнения окружающей среды.
В суде первой инстанции помощник прокурора Солонгин И.А. уточнил требования, просил обязать МО Мурашинское городское поселение в лице администрации МО совершить данные действия в срок до 01.01.2016.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
С решением не согласна глава администрации Мурашинского городского поселения Чудиновских С.В., в апелляционной жалобе просит решение отменить. В обоснование указала, что в МО Мурашинское городское поселение нет документов, подтверждающих отнесение участков земельного (лесного) фонда к муниципальной собственности. Согласно карты градостроительного зонирования Мурашинского городского поселения г.Мураши (изготовлена в 2008 году), площадь земельного участка 287 га находится в государственной собственности (не разграничена). Кроме этого ссылку в решении районного суда "согласно информации главы администрации Мурашинского городского поселения на территории поселения числятся земельные участки под лесами общей площадью 287 (стр.4, абз.4 решения)", считаем несостоятельной, информация главы не может служить подтверждением нахождения земли, лесов в муниципальной собственности.
От помощника прокурора Солонгина И.А. поступили возражения на жалобу, из которых следует, что в силу ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов также осуществляются органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности относятся, в частности владение, пользование и распоряжение лесными участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, составляются на 10 лет и утверждаются органами местного самоуправления. Таким образом, обязанность по установлению границ и сохранении лесов, расположенных в пределах Мурашинского городского поселения лежит на администрации Мурашинского городского поселения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Мурашинского района отказался от исковых требований в части возложения обязанности на Муниципальное образование Мурашинское городское поселение в срок до 01.01.2016 года:
- поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами Мурашинского городского поселения;
- зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами Мурашинского городского поселения.
Судом апелляционной инстанции вынесено определение от 21.05.2013 об отмене решения в этой части и о прекращении производства по делу.
В суде апелляционной инстанции глава администрации Мурашинского городского поселения Чудиновских С.В., представитель администрации Нагаева Н.П. доводы жалобы поддержали. Пояснили, что городские леса, расположенные на площади 287 га, не входят в состав лесного фонда, а относятся к землям населенных пунктов.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшей, что решение суда обоснованно в оставшейся части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно карты градостроительного зонирования Мурашинского городского поселения г.Мураши (изготовлена в 2008 году), площадь земельного участка 287 га занята городскими лесами, которые относятся к рекреационным зонам земель населенного пункта. На территории поселения земель лесного фонда не выделено.
В соответствии со ст.ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли лесного фонда и на земли населенных пунктов.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дано понятие городского округа - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Закон Кировской области от 07.12.2004 N 284-ЗО (ред. от 26.02.2013) "Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения" не придал статуса городского округа МО Мурашинское городское поселение.
Следовательно, МО Мурашинское городское поселение не наделено действующим законодательством правом собственности (владения, пользования, распоряжения) лесными участками в составе земель лесного фонда. И не наделено правом распоряжения лесными участками в составе земель иных категорий, например городскими лесами.
Тем не менее, в силу п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. То есть, остальные составляющие права собственности (владение и пользование) переданы законом городскому поселению.
В соответствие с ч.3 ст.6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст.ст.68, 69 Земельного кодекса РФ, для определения границ необходимо проведение работ по землеустройству, которое включает в себя мероприятия ... по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Поскольку землеустроительные работы могут быть начаты по просьбе не только собственника, но и лиц, использующих земельные участки, решение суда, в части обязания МО Мурашинское городское поселение Кировской области установить границы земельных участков, занятых городскими лесами Мурашинского городского поселения, организовать муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов Мурашинского городского поселения, является верным.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст.87 Лесного кодекса РФ, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Поскольку для решения вопросов местного значения, в части осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, законодатель предусматривает обязательное наличие лесохозяйственного регламента, возложение обязанности по его разработке на ответчика коллегия признает верным.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Мурашинского районного суда Кировской области от 19 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации Мурашинского городского поселения Чудиновских С.В. без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.