Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ворончихина В.В.,
судей Моисеева К.В., Лысовой Т.В.,
при секретаре Шабалиной М.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 22 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе на решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 04 марта 2013 года, которым постановлено о взыскании с Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Черницына Н.Г. компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг за период с "дата" года по "дата" года в размере "данные изъяты". и электроснабжение за период с "дата" года по "дата" года в размере "данные изъяты"
в остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения представителя ФСИН России Валова Е.Л., поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора Окулова Е.А., полагавшего об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верхнекамского района в интересах Черницына Н.Г. обратился в суд с иском к ФСИН России, Министерству финансов РФ о взыскании ( с учетом уточнений требований) за счет казны РФ компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере "данные изъяты"., отопление в сумме "данные изъяты" электроснабжение в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование иска указано на то, что Черницын Н.Г., с "дата" по настоящее время работает в федеральном казенном образовательном учреждении начального профессионального образования ФСИН России Профессиональное училище N в должности "данные изъяты". Учредителем образовательного учреждения является Российская Федерация - Федеральная служба исполнения наказания. На основании закона "Об образовании" в редакции ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004, действовавшей до 10.01.2011, Черницын Н.Г. как педагогический работник образовательного учреждения, имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, на первоочередное предоставление жилой площади. Всего за период с "дата" г. по "дата" г. истец произвел оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в размере "данные изъяты"., за электроснабжение "данные изъяты". В нарушение указанных нормативных правовых актов и закона Кировской области N 267-ЗО от 03.11.2004 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" компенсации по оплате коммунальных услуг истцу не выплачены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России просит об отмене решения суда.
Автор жалобы указывает на то, что в настоящее время отсутствуют нормативные акты, регулируемые порядок предоставления оспариваемых компенсаций, обеспечивающие финансирование мер социальной поддержки из федерального бюджета той категории граждан, к которой относится истец. ФСИН России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляемым правоприменительные функции, не может предоставлять меры социальной поддержки, в связи с чем не является ответчиком по делу. Также указано на то, что ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно - исполнительной системы, при этом финансирование мероприятий по социальной поддержке педагогических работников федеральных образовательных учреждений не предусмотрено.
В возражениях на жалобу прокурор Верхнекамского района опровергает доводы жалобы, указывая на законность оспариваемого решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к пересмотру решения суда.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07. 1992 N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действующей с 11.01.2011, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанная норма Закона "Об образовании" в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004, действовавшей до 10.01.2011, предусматривала, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, приведенной в определении от 08.02.2007 N 322-О-П норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержавшееся в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг". Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 1 января 2005 года и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Черницын Н.Г. с "дата" по настоящее время работает в Федеральном казенном образовательном учреждении начального профессионального образования ФСИН России Профессиональное училище N в должности "данные изъяты", зарегистрирован и постоянно проживает в "адрес".
Документально подтверждена фактическая оплата истцом коммунальных услуг с "дата" г. по "дата" г. в сумме "данные изъяты" электроэнергии за период с "дата" г. по "дата" г. в размере "данные изъяты"
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что Черницын Н.Г., как педагогический работник, проживающий в сельском населенном пункте и работающий в федеральном государственном образовательном учреждении имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и постановил об удовлетворении заявленных ко взысканию сумм компенсации с учетом фактических затрат истца.
Возражений относительно размера заявленной суммы в ходе судебного разбирательства ответчиком не заявлялось, апелляционная жалоба также не содержит указаний на доказательства, опровергающие выводы суда в этой части.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 N 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказания. Подпунктом 6 пункта 7 указанного Положения определено, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с п. 7 раздела 2 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России осуществляет, в том числе, и полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой, социальной защиты и личной безопасности работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей.
Таким образом, принимая во внимание, что Федеральное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования ФСИН России Профессиональное училище N, где работает истец, имеет ведомственную подчиненность ФСИН России, вывод суда о том, что вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, должны решаться ФСИН России за чет казны РФ следует признать правильным.
Исходя из приведенных правовых норм, доводы жалобы о том, что ФСИН, в силу осуществления правоприменительных функций и распоряжения средств на содержание уголовно - исполнительной системы, не оказывает финансирование мероприятий по социальной поддержке педагогических работников федеральных образовательных учреждений, являются ошибочными.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 04 марта 2013 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.