Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шевченко Г.М.
судей Мартыновой Т.А., Обуховой С.Г.
при секретаре Квасниковой И.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 21 мая 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе А. на решение Первомайского районного суда города Кирова от 20 марта 2013 года, которым постановлено:
исковые требования А. к УМВД России по Кировской области о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области от 18.12.2012г., признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., А. поддержавшего жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в суд с иском к УМВД России по Кировской области, указал, что проходил службу в органах внутренних дел с 20.06.1995г. по 23.10.2012г. В связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий он обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Решением комиссии от 18.12.2012г. ему отказано в принятии на учет. В обоснование отказа указано, что право на получение выплаты имеют граждане РФ, уволенные со службы в органах внутренних дел и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения в органе внутренних дел до 01 марта 2005 г. С вынесенным решением он не согласен, полагает его незаконным. Он уволен из органов внутренних дел 23.10.2012г. по состоянию здоровья, его стаж работы на момент увольнения в календарном исчислении составил 18 лет 10 месяцев 2 дня. Он является собственником квартиры "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м., по адресу: "адрес". В указанной квартире зарегистрированы и проживают он и члены его семьи, жена и сын. Названная квартира является непригодной для проживании, поскольку дом "адрес" по указанному адресу в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу. Просил признать незаконным решение комиссии от 18.12.2012г. об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать право на получение социальной выплаты, обязать ответчика принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласен А. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, указывает, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется на основании заявления с приложением документов, данные действия с его стороны были выполнены, его вины в том, что вопрос о принятии на учет комиссия решает 1 раз в 2 месяца, нет, ранее с заявлением не мог обратиться в связи с тяжелой болезнью и очень длительным стационарным лечением.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, А. проходил службу в органах внутренних дел с 20.06.1995г. по 23.10.2012г.
23 октября 2012 года уволен на основании приказа N л/с от 23.10.2012г. по пункту 1 части 3 статьи 82 (в связи с болезнью) Положения о службе в органах внутренних дел.
Выслуга А. в календарном исчислении составила 18 лет 10 месяцев 02 дня, в льготном - 21 год 09 месяцев 03 дня.
В 1995 году А. было предоставлено место в общежитии по адресу: "адрес"
На основании договора социального найма от 12.04.2007 г. во владение и пользование для проживания А. и ФИО19 предоставлено жилое помещение, комната общей площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес" (общежитие). По данному адресу А. был зарегистрирован с 22.08.1995 года по 03.08.2012 года (л.д. 32-35, 28).
30.09.2004 г. истец обращался с рапортом о постановке на учет на получение жилья (л.д. 38).
В 2005 году истцом было приобретено жилое помещение (квартира) в собственность, расположенное по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. (л.д. 26).
Согласно сообщению УВД России по Кировской области от 02.06.2010 года А. был исключен из Списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с превышением нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (л.д. 39).
Заключением межведомственной комиссии N от 02.11.2011г. многоквартирный дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.31).
В указанной квартире зарегистрированы: А. его жена - ФИО23 несовершеннолетний сын - ФИО24. (л.д. 27).
В материалах дела отсутствуют сведения о правах А. его жены и сына на иные объекты недвижимости.
23.10.2012 года А ... в последний рабочий день, обратился с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, данное заявление было зарегистрировано отделом делопроизводства УМВД России по Кировской области 23.10.2012 года за N (л.д. 6).
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от 18.12.2012 г. истцу было отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты по п. 16 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 4 ФЗ от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" право на предоставление единовременной социальной выплаты имеют граждане РФ, уволенные со службы в органах внутренних дел и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе внутренних дел до 01.03.2005 г. (л.д. 7).
Суд, разрешая исковые требования, применяя положения Федерального Закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 постановил об отказе в удовлетворении требований. При этом указал, что правовое значение для получения единовременной социальной выплаты имеет не день подачи заявления, а разрешение вопроса комиссией ответчика о постановке на такой учет. А поскольку истец в настоящее время является бывшим сотрудником ОВД, уволенным с правом на получение пенсии, но в установленном порядке не принятым на учет для получения социальной выплаты в период службы, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая нормы закона, фактические обстоятельства дела, представленные доказательства, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда и отказом в удовлетворении исковых требований А.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (п. 1).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пп. 3 п. 2).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (п. 4).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 5).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
Согласно п. 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5).
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 настоящих Правил (п. 15).
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссии проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия такого сотрудника на учет (п. 16).
Истец, будучи сотрудником УМВД России по Кировской области, 23.10.2012 года обратился с заявлением для получения единовременной социальной выплаты.
На момент подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной выплаты А. не являлся лицом, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, являлся сотрудником органов внутренних дел, поэтому в данном случае не подлежит применению п. 6 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", согласно которого право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Представленные в материалы дела документы указывают на наличие условий на день подачи заявления, необходимых для принятия А. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение комиссии состоялось только 18.12.2012 г., причем истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по основаниям как уволенному со службы со ссылкой на п. 6 ст. 4 ФЗ от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", тогда как на момент подачи заявления 23.10.2012 г. А. еще являлся сотрудником УМВД России по Кировской области.
Вывод суда о том, что правовое значение для получения социальной выплаты имеет состоявшееся решение комиссии о постановке на такой учет, а не день подачи заявления, противоречит Правилам N 1223, согласно которым принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника.
При этом постановка на такой учет при наличии условий, необходимых для получения единовременной социальной выплаты не может быть поставлена в зависимость от даты принятия комиссией решения, которое не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов.
При этом, в соответствии с п. 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления, а не даты принятия комиссией решения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссии проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия такого сотрудника на учет (п. 16).
В данном случае условия, необходимые для принятия А. на учет, имелись: на день подачи заявления он являлся сотрудником органа внутренних дел, имел стаж службы более 10 лет, проживал в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; оснований для отказа в принятии А. на учет для получения единовременной выплаты не имелось.
С учетом изложенного, решение суда от 20.03.2013 г. не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда города Кирова от 20 марта 2013 года отменить.
Признать незаконным решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от 18.12.2012 года об отказе А. в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Признать за А ... право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать УМВД России по Кировской области принять А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.