Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.
и судей Обуховой С.Г., Сидоркина И.Л.
при секретаре Скрябиной А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 04 июня 2013 г. дело по апелляционным жалобам администрации г. Кирова, К. на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 04 апреля 2013 г., которым постановлено:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии Администрации г. Кирова от 16.12.2011 N в отношении жилого дома по адресу: "адрес"
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителя администрации города Кирова Е.., поддержавшую жалобу, представителя К. - адвоката К.., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кирова о признании незаконным заключения межведомственной комиссии N N от 16.12.2011, признании жилого дома по адресу: "адрес" непригодным для проживания, выплате денежных средств на приобретение жилья, указала, что она зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: "адрес", общей площадью 33,1 кв.м., 1947 года постройки. Кроме истца, в указанном жилом доме зарегистрированы: С.Е.А. С.А.А. К.С.А. Собственником спорного жилого помещения является дочь истца М. Истец является вдовой участника Великой Отечественной войны, К. умершего "дата" года, проживавшего в спорном жилом помещении по день его смерти. 02.08.2011 истец обратилась в территориальное управление по "адрес" району администрации г. Кирова с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". Решением комиссии по жилищным вопросам от 30.08.2011 ей отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принятии на учет нуждающихся по основаниям п.2 ч.? ст.54 ЖК РФ, обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, 9 кв. м. на каждого члена семьи. 14.11.2011 дочь истца, М. обратилась в межведомственную комиссию администрации г. Кирова для признания спорного жилого дома непригодным для проживания. В заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции N N от 16.12.2011 указано, что межведомственной комиссией принято решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания. Истец, не согласившись с решением межведомственной комиссии, обратилась в ООО о составлении заключения по вопросу пригодности или непригодности данного жилого дома для проживания. Согласно техническому заключению ООО индивидуальный одноквартирный жилом дом по адресу: "адрес" является непригодным для проживания. Просила признать незаконным заключение межведомственной комиссии N N от 16.12.2011, признать жилой дом по адресу: "адрес" непригодным для проживания, обязать Администрацию г. Кирова предоставить истцу единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья "данные изъяты" кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Кировской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласна администрация г. Кирова, в жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, указывает, что требования истца направлены на оспаривание решения межведомственной комиссии от 16.12.2011 г. о признании жилого дома пригодным для проживания. Данное заключение 26.12.2011 г. было направлено истцу заказным письмом с уведомлением. Оспаривание решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления производится по правилам, установленным гл. 25 ГПК РФ, в трехмесячный срок. Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
С решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований не согласна К. в жалобе настаивает на их удовлетворении, указывает, что фактически проживает в неблагоустроенном жилом доме 1947 года постройки, является вдовой участника Великой Отечественной войны. ООО спорный жилой дом признан непригодным для проживания. Во взаимосвязи с нормой ст. 57 ЖК РФ в случае непригодности жилые помещения должны быть предоставлены вне очереди по договору социального найма, при этом не является обязательным условием нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств. В соответствии с Законом "О ветеранах" члены семей погибших инвалидов-участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем путем предоставления им единовременной денежной выплаты.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Из материалов дела следует, что К. является вдовой ветерана-инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (л.д. 29-33), зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес"
По данному адресу также зарегистрированы: С.Е.А. С.А.А. К.С.А ... (л.д. 24-25).
Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности М. (л.д. 16).
Как следует из выписки из протокола N 17 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 30.08.2011 года, К. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по основаниям п. 2 ст. 54 ЖК РФ, обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, 9 кв. м. на каждого члена семьи (л.д. 40).
М. обратилась в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого дома по адресу: "адрес" непригодным для проживания (л.д. 34).
По заключению межведомственной комиссии о признании жилого дома помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции N N от 16.12.2011 г. вышеуказанный дом отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания (л.д. 37-38).
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Системное толкование содержания перечисленных нормативных актов свидетельствует о том, что льготные категории граждан, в том числе и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вправе рассчитывать на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем лишь при условии, если они могут быть отнесены к нуждающимся в жилом помещении, по правилам, установленным статьями 49 - 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям).
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом.
Не согласившись с заключением межведомственной комиссии от 16.12.2011 г., истец обратился в ООО которым было вынесено заключение ООО о непригодности спорного жилого дома для проживания.
Разрешая заявленные требования о признании заключения межведомственной комиссии администрации г. Кирова от 16.12.2011 г. незаконным, суд установил, что заключение межведомственной комиссии не мотивировано, фактическое состояние жилого помещения комиссией не проверялось, при вынесении оспариваемого заключения нарушены пункты 34, 43, 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, исходя из изложенного, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в этой части.
Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности обжалования заключения комиссии от 16.12.2011 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку спор рассматривался не в порядке главы 25 ГПК РФ, а в порядке искового производства. Исковые требования К. направлены в защиту ее прав в связи с проживанием в доме, который, по ее мнению, является непригодным для проживания.
В свою очередь администрация г. Кирова доказательств в обоснование законности оспариваемого заключения не представила.
На основании п. 8 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
С учетом изложенного, суд, принимая решение о незаконности заключения межведомственной комиссии, правомерно отказал К. в признании спорного жилого дома непригодным для проживания, поскольку это относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Правомерно не подлежали удовлетворению и требования о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Поскольку в настоящее время жилой дом, в котором зарегистрирован и имеет право на проживание К. не признан в установленном порядке непригодным для проживания и отсутствуют другие основания для признания ее нуждающейся в жилом помещении, она не может быть отнесена к нуждающейся в жилом помещении, по правилам, установленным статьями 49 - 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в настоящее время у К. отсутствует право на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В целом доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным и не может быть отменено по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 04 апреля 2013г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.