Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Болонкиной И.В. и Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Лбовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Степановой М.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 февраля 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Габдуллиной Натальи Абдуллаевны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о признании незаконным отказа в перерасчете ежемесячной денежной выплаты по категории участников Великой Отечественной войны и взыскании долга по указанной выплате.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения представителей ГУ - УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Боковой М.Н. и Абрамова В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Габдуллиной Н.А. и ее представителя Кляпышева В.М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Габдуллина Н.А., в лице своего представителя по доверенности Кляпышева В.М., обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о признании права на перерасчет и доплату недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной в размере для участников Великой Отечественной войны, с 01 января 2005 года по 03 апреля 2007 года, о взыскании доплаты за указанный период в сумме "данные изъяты" руб. Требования мотивировала тем, что является женой военнослужащего Габдуллина Т.Ш., погибшего при исполнении служебных обязанностей 05 сентября 1989 года, в связи с чем ей установлены льготы и преимущества, предусмотренные для родителей и жен погибших военнослужащих на основании ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" как для участников Великой Отечественной войны, выдано удостоверение о праве на льготы от 19 февраля 1990 года N 028640. Предоставленными льготами она пользовалась до 01 января 2005 года. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ основная часть ранее представлявшихся льгот в натуральной форме заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой для участников Великой Отечественной войны с 01 января 2005 года установлен "данные изъяты" руб., для жен погибших военнослужащих, к числу которых она относится, в размере "данные изъяты" руб. В феврале 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о проверке правильности назначенной ей ежемесячной денежной выплаты. Ответчиком за ней признано право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 04 апреля 2007 года и произведена доплата за период с 04 апреля 2007 года по 31 марта 2011 года в сумме "данные изъяты" руб. В перерасчете выплаты за спорный период ей отказано со ссылкой на то, что Определение Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года N 331-О-П, в котором указано, что спорная выплата подлежит назначению женам погибших военнослужащих в размере, не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны, вступило в силу 04 апреля 2007 года. Считала отказ незаконным, так как Определение Конституционного Суда РФ не является поводом для отказа в восстановлении нарушенных прав со дня их нарушения, т.е. с 01 января 2005 года.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 15 февраля 2013 года признан незаконным отказ ГУ - УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области в выплате Габдуллиной Н.А. ежемесячной денежной выплаты по категории участников Великой Отечественной войны в период с 01 января 2005 года по 03 апреля 2007 года, за Габдуллиной Н.А. признано право на указанную выплату за указанный период. С ГУ - УПФ РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области в пользу Габдуллиной Н.А. взыскана доплата по ежемесячной денежной выплате за период с 01 января 2005 года по 03 апреля 2007 года в размере "данные изъяты" руб., расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей, расходы на оформление доверенности в размере "данные изъяты" рублей, всего "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Степанова М.В. просит отменить решение суда и принять новое решение по делу. Считает необоснованными выводы суда о несогласии с доводами представителей ответчика о том, что ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, может быть назначена истице с момента провозглашения Определения Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года N 331-О-П. Указывает, что с учетом норм Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и Определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 года N 409-О, следует, что Определение Конституционного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия, обратной силой решение Конституционного Суда Российской Федерации обладает в отношении дел обратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации граждан (организаций), а также в отношении вынесенных до его принятия неисполненных решений. Габдуллина Н.А. не обращалась в Конституционный Суд РФ по рассматриваемому спору, следовательно, Определение Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2007 года N 331-О-П по отношению к ней должно действовать с момента его провозглашения, то есть с 04 апреля 2007 года. Пенсионный фонд РФ в силу своего статуса и выполняемых функций является правоприменительным органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными законодательством. Управлением ПФР как правоприменительным органом в отношении истицы был произведен пересмотр сумм единой денежной выплаты с 04 апреля 2007 года, то есть, с даты вступления в силу Определения Конституционного Суда РФ N 331-О-П.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Габдуллиной Н.А. - Кляпышев В.М. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Габдуллина Н.А. является вдовой военнослужащего Габдуллина Т.Ш., погибшего 05 сентября 1989 года при исполнении обязанностей военной службы.
Как супруга военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, истица до 01 января 2005 года в соответствии со ст.7 Закона СССР N 313-1 от 01 августа 1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" пользовалась льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны.
С 01 января 2005 года в связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 года N122-ФЗ Габдуллиной Н.А. была назначена ежемесячная денежная выплата по категории "член семьи погибшего военнослужащего" в размере "данные изъяты" руб.
С 04 апреля 2007 года УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области ей произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, в соответствии с п.п.2 п.4 ст.23.1 ФЗ "О ветеранах".
В назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 01 января 2005 года Габдуллиной Н.А. было отказано в связи с тем, что Определение Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года N 331-О-П вступило в силу с 04 апреля и не содержит других сроков назначения ежемесячной денежной выплаты.
Разрешая спор, суд, проанализировав нормы законодательства, регламентирующие правоотношения по установлению ежемесячной денежной выплаты женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, обоснованно пришел к выводу о том, что у истицы возникло право на установление выплаты в размере, не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны с 01 января 2005 года.
В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны распространены на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Вступивший в силу с 16 января 1995 года Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоящим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21).
При этом согласно п.3 ст.11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44). Размер ежемесячной денежной выплаты определен для участников Великой Отечественной войны в 2005 году - "данные изъяты" руб., для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в соответствии в 2005 году - "данные изъяты" руб. (п.п. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04 апреля 2007 года N 331-О-П указал, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" для участников Великой Отечественной войны.
Поскольку Габдуллина Н.А. до вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" имела право на льготы в объеме, определенном для участников Великой Отечественной войны, следовательно, в силу указанной выше правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, она имеет право на сохранение установленного ей ранее объема льгот и на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Учитывая, что в соответствии с Законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 года ежемесячные денежные выплаты предусмотрены с 01 января 2005 года, а не с 04 апреля 2007 года, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истицы о признании за ней права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 1 января 2005 года и взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты с указанной даты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, может быть назначена истице лишь с момента провозглашения Определения Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года N 331-О-П, были предметом обсуждения суда первой инстанции, они обоснованно отклонены судом, так как Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2007 года не установлены льготы, а констатировано неправильное применение законов Российской Федерации, регулирующих спорные отношения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения и исследования суда первой инстанции и опровергали выводы судебного решения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Степановой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.