Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 июня 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Казакова Д.А.
по докладу судьи Перовой М. В.
при секретаре Бондаренко Д.И.
с участием прокурора Калиниченко А.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника Анапского межрайонного прокурора Колесниковой Г.И., апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Яровой С.В. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 27 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Анапский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования "Детская юношеская спортивная школа N4" управления образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город- курорт Анапа о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, законодательства о защите прав детей-инвалидов. В обоснование своих требований указал, что в феврале 2013 Анапской межрайонной прокуратурой на основании поручения прокуратуры края с привлечением специалистов контролирующих органов проводилась проверка соблюдения прав несовершеннолетних на получение дополнительного образования, по результатам которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в деятельности МБОУ ДОД "ДЮСШ N 4". Кроме того, межрайонной прокуратурой в деятельности МБОУ ДОД "ДЮСШ N4" выявлены нарушения ФЗ N 181 - ФЗ от 24.11.1995, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению прав и интересов детей-инвалидов на беспрепятственный доступ в учреждение дополнительного образования (социальной инфраструктуры). Просил суд признать бездействие муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская юношеская спортивная школа N 4" управления образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа и администрации муниципального образования город-курорт Анапа в части невыполнения санитарно-эпидемиологических требований, законодательства о защите прав инвалидов, незаконным. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская юношеская спортивная школа N 4" управления образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа устранить в полном объеме допущенные нарушения закона при осуществлении деятельности, а именно: обеспечить прохождение 27 преподавателями периодических медицинских обследований, с получением медицинского допуска. Образовательные учреждения, находящиеся по адресу: " адрес обезличен " и " адрес обезличен ", обеспечить забором и наружным освещением. Кроме того, привести в соответствие с требованиями обозначение специальными символами доступных элементов здания, указатели направления движения; информацию о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 до 1,4 м. с дублированием рельефными знаками; знаки и указатели в зонах движения в зальных помещениях на высоте от 1,5 до 4,5 м. Оборудовать речевые информаторы, световые текстовые табло для вывода оперативной информации, указатели направления движения. Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа профинансировать муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Детская юношеская спортивная школа N3" управления образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа мероприятия по оборудованию ограждения территории спортивной школы, мероприятия по приобретению оборудования, технических средств, необходимых для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждение образования.
В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора Колесникова Г.И. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель Территориального отдела управления Роспорбернадзора по Краснодарскому краю по доверенности Провозин А.В. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования.
Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Хан О.В. не признала заявленные требования, просила суд отказать в их удовлетворении.
Представитель МБОУ ДОД "ДЮСШ N 4" по доверенности Хандошко Д.М. заявленные требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.
Обжалуемым решением Анапского городского суда от 27 марта 2013 года исковые требования Анапского межрайонного прокурора удовлетворены частично. В удовлетворении требований о признании бездействия муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская юношеская спортивная школа N 4" управления образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа и администрации муниципального образования город-курорт Анапа незаконным в части невыполнения санитарно-эпидемиологических требований законодательства о защите прав инвалидов отказано.
В апелляционном представлении помощник Анапского межрайонного прокурора Колесникова Г.И. просит решение Анапского городского суда от 27 марта 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании бездействия ответчиков незаконным, вынести в указанной части новое решение, которым удовлетворить требования прокурора. В обоснование доводов представления указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования материалов дела.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Яровая С.В. просит решение Анапского городского суда от 27 марта 2013 года отменить, вынести новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы, заслушав прокурора Калиниченко А.В., представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Соснову Е.В., представителя МБОУ ДОД "ДЮСШ N 4" по доверенности Хандошко Д.М., директора МБОУ ДОД "ДЮСШ N 4" Аскерова Р.Н.О., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в феврале 2013 Анапской межрайонной прокуратурой на основании поручения прокуратуры Краснодарского края с привлечением специалистов контролирующих органов проводилась проверка соблюдения прав несовершеннолетних на получение дополнительного образования, по результатам которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований законодательства в деятельности МБОУ ДОД "ДЮСШ N 4".
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 года N27 введены в действия СанПиН 2.4.4.1251-03 (Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией учреждений дополнительного образования, обучением и воспитанием детей и подростков.
На основании информации ТО "Роспотребнадзора" в городе-курорте Анапа МБОУ ДОД ДЮСШ N4 муниципального образования город-курорт Анапа имеет юридический адрес: " адрес обезличен ". Учреждение функционирует на основании лицензии на образовательную деятельность в соответствии, с которой имеет право осуществлять образовательную деятельность по программам физкультурно-спортивной направленности по следующим адресам: " адрес обезличен ", " адрес обезличен "
Всего в учреждении 27 преподавателей, руководителем учреждения не обеспечено в 2011-2012 годах своевременное прохождение периодических медицинских обследований всеми работниками в установленном порядке, на 25.02.2013 года медицинский допуск у сотрудников отсутствует, что является нарушением п. 11.1; СанПиН 2.4.4.1251-03. Образовательные учреждения, находящиеся по адресу: " адрес обезличен " и " адрес обезличен ", не огорожены забором или зелеными насаждениями, не имеют наружного освещения, что является нарушением п. 2.3; 2.4 СанПиН 2.4.4.1251-03.
Статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ определено, что должностные и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. За нарушение норм данного законодательства устанавливается административная ответственность (ст. 55 Закона).
Кроме того, межрайонной прокуратурой в деятельности МБОУ ДОД "ДЮСШ N4" выявлены нарушения ФЗ N181 - ФЗ от 24.11.1995 года, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению прав и интересов детей-инвалидов на беспрепятственный доступ в учреждение дополнительного образования (социальной инфраструктуры).
Федеральным законом N181 - ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закона) определена государственная политика в области социальной зашиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Согласно ст. 19 Закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
На основании ст. 15 Закона органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны обеспечить: условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.
Закон Краснодарского края N1229-КЗ от 27.04.2007 года "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" определяет общие требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами Российской Федерации.
Согласно информации начальника управления социальной защиты населения в городе-курорте Анапа учреждение дополнительного образования не соответствует требованиям указанного Закона.
Так как, не соответствует требованиям обозначение специальными символами доступных элементов здания, указатели направления движения (п. 5.5.1 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001). Не соответствует требованиям информация о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 до 1,4 м. с дублированием рельефными знаками (п. 5.5.8 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001). Не соответствует требованиям знаки и указатели в зонах движения в зальных помещениях на высоте от 1,5 до 4,5 м. (п. 5.5.4; 5.5.6 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001). Отсутствуют речевые информаторы (п. 5.5.3; 5.5.4 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001). Отсутствуют световые текстовые табло для вывода оперативной информации (п. 5.5.3; 5.5.4 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001). Отсутствуют указатели направления движения (п. 4.1.3 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
Согласно данным управления социальной защиты населения в городе-курорте Анапе отмечается увеличение жителей детей-инвалидов школьного возраста, на 01.01.2010 года - 345; на 01.01.2011 года - 352; на 01.01.2013 года - 404.
Проверкой установлено, что меры, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа детей-инвалидов к объекту социальной инфраструктуры со стороны МБОУ ДОД "ДЮСШ N 4" не выполнены, письменных обращений (заявок) директора образовательного учреждения в адрес учредителя о выделении финансирования на указанные цели, не предоставлено. По информации управления образования администрации муниципальное образование город-курорт Анапа (от 20.02.2013 N 24-476/13-13) в 2012 году муниципальным бюджетным учреждениям дополнительного образования детей по отрасли управления образования и физической культуры было выделено субсидий в общей сумме 126950929 тыс. руб. Указанные бюджетные средства на обеспечение прав инвалидов в этой части не предусматривались.
МБОУ ДОД "ДЮСШ N4" является муниципальным учреждением и, в соответствии со статьями 120, 296 ГК РФ, владеет, пользуется и распоряжается имуществом (зданием) на праве оперативного управления. Данное имущество, принадлежит на праве собственности администрации муниципальному образованию город-курорт Анапа, которая в силу положений ст. 210 ГК РФ несет бремя его содержания. Собственными силами учреждение образования в полном объеме не в силе устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, законодательства о защите прав инвалидов.
По смыслу ст. 43 Конституции РФ каждому гарантировано право на образование, на его общедоступность. Аналогичная норма указана в ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании".
На основании ст. 5 Приказа министерства образования и науки РФ от 26.06.2012 года N504 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" основными задачами учреждений образования является: обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей; выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей; профессиональная ориентация детей; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки; адаптация детей к жизни в обществе; формирование общей культуры детей; организация содержательного досуга детей; удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом. В соответствии с положениями ст. 31 Закона РФ "Об образовании" и п. 11 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация предоставления дополнительного образования детям относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (образований).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что бездействие должностных лиц учреждения образования и администрации муниципального образования город-курорт Анапа напрямую нарушает права и законные интересы несовершеннолетних на образование.
Судом первой инстанции установлено, что руководство школы совместно с родителями учащихся школы неоднократно письменно обращались к главам муниципального образования город-курорт Анапа Анапа Пахомову А.Н., Евсиковой Т.И., с просьбой о выделении денежных средств на капитальный ремонт или реконструкцию спортивного зала, расположенного по адресу: " адрес обезличен ", однако положительного ответа пока не получено. МБОУ ДОД "ДЮСШ N4" не отказывает платных услуг в силу чего не имеет возможности устранить отмеченные нарушения требований закона собственными силами.
МБОУ ДОД ДЮСШ N4 является муниципальным учреждением и финансируется из средств муниципального образования. Начальник управления общего и профессионального образования муниципального образования город-курорт Анапа с январе 2008 года гарантировал выделение денежных на благоустройство прилегающей территории (ограждение участка). Выделение средств на благоустройство территории возложено на муниципальное образование город-курорт Анапа, однако денежные средства до настоящего времени не выделены.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены частично заявленные Анапским межрайонным прокурором.
Доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 27 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционное представление помощника Анапского межрайонного прокурора Колесниковой Г.И., апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа Яровой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.