судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Лазовского С.И., Малякина А.В.,
при секретаре Емельянове А.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Полынцева С.Н.
дело по заявлению Шарыповского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Правительства Красноярского края и возложении обязанности по приведению несанкционированных мест захоронения биологических отходов в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов
по апелляционной жалобе Правительства Красноярского края
на решение суда Центрального района города Красноярска от 13 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Правительства Красноярского края в части непринятия мер к консервации имеющихся на территории Шарыповского района Красноярского края скотомогильников.
Обязать Правительство Красноярского края привести в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469, следующие несанкционированные места захоронения биологических отходов (законсервировать) на территории Шарыповского района:
Скотомогильник, расположенный на земельном участке, находящемся на
расстоянии 1,5 км в восточном направлении от села Большое Озеро Шарыповского
района, координаты Х-0066003; Y-0577344, Х-0065991; Y-0577350;
Скотомогильник, расположенный на земляном участке, сходящемся на
расстоянии 900 метров в восточном направлении от села Парная Шарыповского
района, координаты Х-0061046; Y-0588594; Х-0061042; Y-588580;
Скотомогильник, расположенный на земляном участке, находящемся в 350 метрах в юго-западном направлении от села Малое озеро, координаты Х-065942; Y-0569935; Х-0065930; Y-0569935;
Скотомогильник, расположенный на земляном участке, находящемся в 2300 метрах от административной границы в п. Горячегорск в юго-западном направлении, координаты N 55° 22.453" Е 088° 52.785";
Скотомогильник, расположенный на земельном участке, находящемся на расстоянии 680 метров в западном направлении от села Темра Шарыповского района, координаты Х-0060588; Y-0605139;
Скотомогильник, расположенный на земельном участке, находящемся
на расстоянии 1300 метров в северо-восточном направлении от села Гляден, координаты участка Х-0061609; Y-0613028; Х-0061592; Y-0613022;
Скотомогильник рядом с д. Белоозерка на расстоянии 5000 м в северо-восточном направлении, координаты участка Х-007952; Y-0631944; X-0078024; Y-0631953; Х-0078016; Y-0631912;
Скотомогильник рядом с д. Горбы, координаты Х-0091830; Y-0641912; X-0091824; Y-0641904; Х-0091825; Y-0641892;
Скотомогильник рядом с д. Гудково, координаты объекта Х-0082372; Y-0657181; Х-0082366; Y-0657176,
Скотомогильник рядом с д. Дубинино, координаты Х-0051130; Y-0630486; X-0051139; Y-0630476;
Скотомогильник рядом с д. Едет, координаты объекта Х-0025067; Y -0614262; Х-0025057; Y-0614257; Х-0025071; Y-0614261;
Скотомогильник рядом с д. Ершово в 1500 м в юго-западном направлении, координаты Х-0068492; Y-0660885; Х-0068489; Y-0660883;
Скотомогильник рядом с д. Новокурск, координаты объекта Х-0063280; Y-0640103; Х-0063295; Y-0640119; Х-0063303; Y-0640089;
Скотомогильник рядом с д. Скрипачи, координаты Х-0068954; Y-0643019; X-0068949; Y-0643020;
Скотомогильник рядом с с. Алтатка, координаты Х-0072760; Y-0638994; X-0072754; Y-0638990;
Скотомогильник рядом с с. Березовка, координаты Х-0077812; Y-0650602; X-0077816; Y-0650594;
Скотомогильник рядом с с. Ивановка, координаты Х-0032481; Y-0620820; X-0032498; Y-0620820;
Скотомогильник рядом с с. Родники, координаты Х-0058712; Y-0627220; X-0058709; Y-0627228;
а именно:
сделать земляной холм и ограждение по периметру; с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта; установить табличку, предупреждающую о захоронении, провести санацию.
Установить срок для исполнения 2 года со дня вступления решения суда в законную силу".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия Правительства Красноярского края (далее - Правительство) и возложении обязанности по приведению несанкционированного места захоронения биологических отходов в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 года N13-7-2/469 (далее - Ветеринарно-санитарные правила, Правила).
Требования мотивировал тем, что на территории Шарыповского района находится 18 скотомогильников, которые не отвечают требованиям Ветеринарно-санитарных правил, что создаёт угрозу распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут причинить вред здоровью людей и окружающей среде. В силу действующего законодательства ответственность по содержанию и приведению в соответствие с требованиями Правил возложена на субъект Российской Федерации, то есть в данном случае на Правительство Красноярского края, которое должных мер по данному вопросу не принимает.
Судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении требований прокурора.
В апелляционной жалобе Правительство просит решение отменить в части признания незаконным бездействия Правительства и возложения на него обязанности, считая его в данной части незаконным и необоснованным, в удовлетворении требований прокурора к Правительству отказать в полном объёме.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, выслушав представителя Службы по ветеринарному надзору Красноярского края Власова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Назаркина В.П., просившего о её отклонении, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно статьям 5 и 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N131-ФЗ и части 2 статьи 2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N52-ФЗ полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Россий
& #0; 0;
& #0; 0;??????? В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 года N184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 данного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Эти установления в полной мере согласуются с положениями статьи 6 Закона Красноярского края "О Правительстве Красноярского края и других органах исполнительной власти Красноярского края" от 10.07.2008 года N6-1930 и статьи 1 Закона Красноярского края "Об отдельных полномочиях Правительства Красноярского края в области ветеринарии" от 18.06.2009 года N8-2440. Данными нормами права предусмотрено, что к полномочиям Правительства Красноярского края как высшего постоянно действующего органа исполнительной власти края относится, в частности, организация проведения на территории Красноярского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года N2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильников (биотермических ям) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и её субъекты.
При этом ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрена возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. К полномочиям указанных органов в силу пункта 5.1 Ветеринарно-санитарных правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Как следует из материалов дела, на территории Шарыповского района находится 18 указанных выше несанкционированных мест захоронения биологических отходов, которые не отвечают требованиям Ветеринарно-санитарных правил, что подтверждаются актом обследования скотомогильников (биотермических ям) от 23.05.2012 года (л.д.16-47) и сводным отчётом по их инвентаризации (л.д.61-68). Сведения о том, вводились ли данные объекты в эксплуатацию, принимались ли на баланс в качестве скотомогильников (биотермических ям), находятся в федеральной, государственной или муниципальной собственности или собственности иных лиц отсутствуют. Большинство из них не имеют ветеринарно-санитарных карточек.
Пунктом 1.5 Ветеринарно-санитарных правил определено, что биологические отходы утилизируют путём переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Требования, предъявляемые к местам захоронения биологических отходов в земляные ямы, содержатся в пункте 4.1.2 Правил, из которого следует, что после засыпания траншеи с павшими животным вынутой землей над могилой насыпают курган высотой не менее 1 метра и её огораживают в соответствии с пунктом 5.6 Правил. То есть территория захоронения должна быть огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров, а с внутренней стороны забора по всему периметру выкопана траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта. Осевшие насыпи старых могил подлежат обязательному восстановлению.
На необходимость выполнения подобных мероприятий на выявленных захоронениях, в том числе установления предупреждающей таблички, проведения санации участков обращено внимание и в упоминавшемся сводном отчёте.
В ходе рассмотрения дела бесспорно установлено, что места утилизации биологических отходов, расположенные на территории Шарыповского района, являясь потенциально опасными объектами, не соответствуют по своему состоянию нормам действующего законодательства и создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Следовательно, выполнение на данных объектах обозначенных мероприятий, является обязательным условием для решения вопросов предупреждения и ликвидации последствий болезней животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия по инфекционным и паразитарным заболеваниям путём нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, учитывая, что реализация подобных задач, в том числе их финансирование, возложена в силу приведённых норм права на Правительство Красноярского края пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о признании незаконным бездействия данного органа власти субъекта Российской Федерации по нериведению захоронения в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами и возложил на него обязанность осуществить мероприятия для исправления имеющихся недостатков мест утилизации биологических отходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование несанкционированных захоронений биологических отходов должна быть возложена на местную администрацию, являются несостоятельными, поскольку полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьёй 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий в области ветеринарии муниципальному образованию не передавались.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда Центрального района города Красноярска от 13 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья Полынцев С.Н.
Судьи Лазовский С.И.
Малякин А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.