Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев 19 марта 2013 года в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Апальков А.В. на решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 08 февраля 2013 года, вынесенное по жалобе Апальков А.В. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 06.12.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ в отношении
Апалькова
Александра Васильевича, заместителя председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска, зарегистрированного по адресу: "адрес",
УСТАНОВИЛА:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 06.12.2012 г. N заместитель председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска Апальков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, за совершение должностным лицом органа местного самоуправления действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и привели к ограничению конкуренции и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 08.02.2013 г., постановление руководителя УФАС по Курской области от 06.12.2012 г.оставлено без изменения, жалоба Апальков А.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Курский областной суд, Апальков А.В. просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда, как незаконные и необоснованные.
Проверив материалы дела, выслушав Апальков А.В. и его защитника Исакову А.П., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя УФАС по Курской области по доверенности Сошниковой М.Ю., нахожу постановление по делу об административном правонарушении, а также решение судьи районного суда подлежащими отмене по следующим основаниям.
В главе 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) закреплено право обжалования решений и постановлений, вынесенных по делу об административном правонарушении. В соответствии с пунктом 8 части 2 и частью 3 статьи 30.6 Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст.ст.24.1, 26.11 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья обязан всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства дела и разрешить его в соответствии с законом. Событие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежат обязательному выяснению (ст. 26.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за правонарушение, выражающееся в действиях (бездействии) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, 19 мая 2012 г. на официальном сайте Администрации г. Курска www.kurskadmin.ru были размещены извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома ( "адрес") и конкурсная документация.
Работы по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома производятся с использованием средств, предоставляемых в соответствии с федеральным законом "О Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 г. N185-ФЗ.
Решением государственной корпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 05.10.2010 г., протокол N194, в целях обеспечения единого методологического подхода при привлечении подрядных организаций утверждены Методические рекомендации по привлечению подрядных организация для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с федеральным законом от 21.07.2007 г. N185-ФЗ (далее - Методические рекомендации).
Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N185-ФЗ, установлены постановлением Администрации Курской области от 19.19.2011 г. N695-па.
Распоряжением Администрации г. Курска от 06.04.2012 г. N103-ра организатором открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" утвержден комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Курска.
Между Комитетом и заказчиком торгов - ООО "Городская управляющая компания N" было заключено соглашение от 19.03.2012 г. N о передаче функций по организации и проведению торгов.
Конкурсная документация открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома ( "адрес") была разработана Комитетом ЖКХ г. Курска и утверждена заказчиком - ООО "Городская управляющая компания N".
Материалами дела N о нарушении Комитетом ЖКХ г. Курска ч.2 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что действия организатора торгов не соответствовали требованиям антимонопольного законодательства, так как извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда устанавливало сокращенные сроки окончания подачи заявок и вскрытия конвертов, что противоречит ч.2 ст. 448 ГК РФ и п. 3.5 раздела 2, 3.7 раздела 4 Методических рекомендаций и создает препятствия для доступа к торгам для неограниченного круга потенциальных участников конкурса; в составе конкурсной документации в нарушение раздела 4 Методических рекомендаций и Порядка, установленного постановлением Администрации Курской области от 19.12.2011 г. N695-па, отсутствовала сметная документация, позволяющая определить объем работ и рассчитать их стоимость; извещение и конкурсная документация содержали только перечень видов работ без указания их объемов, что объективно препятствует потенциальным участникам конкурса произвести расчет стоимости работ и сформировать обоснованное предложение о цене работ, которая является одним из критериев оценки заявок.
Решением комиссии УФАС по Курской области по делу N вышеуказанные действия организатора торгов - Комитета ЖКХ г. Курска квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства (ч.2 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции").
Содержащийся в постановлении по делу об административном правонарушении вывод о вине Апальков А.В. в совершении правонарушения, объективная сторона которого выразилась в нарушениях антимонопольного законодательства, допущенных организатором конкурса - Комитетом ЖКХ г. Курска при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома ( "адрес"), основан на положениях должностной инструкции заместителя председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска, утвержденной председателем комитета ЖКХ 06.07.2009 г.
В соответствии с п.1 должностной инструкции Апальков А.В., занимающий должность заместителя председателя Комитета ЖКХ г. Курска с 03.06.2009 г., осуществляет общее руководство работой подведомственных отделов муниципального заказа и жилищно-коммунальной политики, п.2.12 должностной инструкции предусматривает обязанность контролировать разработку и утверждение конкурсной документации, документации об аукционе при проведении торгов.
Таким образом, как указано в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении, Апальков А.В. является должностным лицом органа местного самоуправления, ответственным за проведение вышеуказанного конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Однако с таким выводом согласиться нельзя, поскольку в соответствии с должностной инструкцией в обязанности заместителя председателя Комитета ЖКХ г. Курска входит руководство отделом муниципального заказа данного комитета и, соответственно, разработка и утверждение конкурсной документации и документации об аукционе при проведении торгов в рамках муниципального заказа.
Отношения, связанные с муниципальным заказом, т.е. с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в силу ч.2 ст. 3 которого под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Отношения, связанные с проведением открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома ( "адрес" урегулированы специальным законом - ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми органы местного самоуправления в ходе реализации полномочий в данной сфере функции муниципальных заказчиков не осуществляют.
Должностная инструкция заместителя председателя комитета ЖКХ г. Курска обязанностей по контролю за разработкой и утверждением конкурсной документации в рамках отношений, которые регулируются Федеральным законом "О Фонде содействия реформе жилищно-коммунального хозяйства", не предусматривает. Обязанности, предусмотренные п.2.12 должностной инструкции, осуществляются заместителем председателя Комитета ЖКХ в рамках общего руководства подведомственным ему отделом муниципального заказа.
Содержащееся в постановлении по делу об административном правонарушении от 06.12.2012 г. указание на распоряжение администрации г. Курска от 06.04.2012 г. N103-ра вывод о неисполнении должностным лицом органа местного самоуправления своих служебных обязанностей так же не подтверждает.
Указанным распоряжением (п.2) утвержден состав представителей органов местного самоуправления для включения в комиссию по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", куда включен, в том числе, заместитель председателя Комитета ЖКХ г. Курска Апальков А.В.
Однако невыполнение каких-либо обязанностей как членом указанной комиссии Апальков А.В. в вину не вменялось.
Кроме того, в соответствии со ст. 2.4 и примечанием к ней должностное лицо несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, за неправомерные действия (решения), совершенные (принятые) им единолично, и лишь в прямо предусмотренных законом случаях - за действия и решения, совершенные и принятые коллегиально. Совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ членами комиссий по вопросу проведения открытого конкурса на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ к таким случаям не отнесено.
Ссылка представителя УФАС по Курской области по доверенности Сошниковой М.Ю. на приказ Комитета ЖКХ г. Курска от 30.05.2012 г. N, которым Апальков А.В. назначен ответственным исполнителем за организацию и проведение открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с ФЗ от 21.07.2007 г. N185-ФЗ, нельзя признать обоснованными, т.к. на момент проведения открытого конкурса, извещение о котором было опубликовано 19.05.2012 г., эти обязанности на Апальков А.В. возложены не были, а потому данное доказательство нельзя отнести к числу относимых.
Принимая во внимание изложенное, выводы о виновности Апальков А.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 06.12.2012г. и решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 08.02.2013г. подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении следует прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 24.5 ч.1 п.2, 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
РЕШИЛА:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 06.12.2012 г. о привлечении Апальков А.В. к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ и решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 08.02.2013 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Судья Курского областного суда Переверзева И.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.