Решение Курского областного суда от 20 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судья Курского областного суда Шуваева Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 25 декабря 2012 г., вынесенное по жалобе главы Администрации Беловского сельсовета Беловского района Курской области Матюнина Сергея Федоровича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 16 августа 2012 года N191 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении
Матюнина Сергея Федоровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, главы Администрации Беловского сельсовета Беловского района Курской области, расположенного по адресу: "адрес", "адрес",
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N191от 16 августа 2012 года глава Администрации Беловского сельсовета Беловского района Курской области Матюнин С.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, за не осуществление контроля и не выполнения установленных требований и обязательных мероприятий по защите земельных участков от зарастания сорной растительностью, деградации и воздействия негативных процессов, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 25 декабря 2012 года жалоба Матюнина С.Ф. удовлетворена, вышеуказанное постановление должностного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Матюнина С.Ф. по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, так как глава Беловского сельсовета Беловского района Курской области не является субъектом административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В жалобе, поступившей в Курский областной суд, заместитель руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям просит решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на то, что действующее законодательство возлагает обязанность по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия и ухудшающих качественное состояние земель на всех лиц, пользующихся земельными участками, а не только на собственников, землепользователей, арендаторов и обладателей сервитута, но и на муниципальные образования и их глав, как руководителей муниципальных образований.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Парфеновой А.К., поддержавшей жалобу, возражения на нее главы Администрации Беловского сельсовета Беловского района Курской области Матюнина С.Ф., нахожу решение судьи районного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, обязаны всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства дела и разрешить его в соответствии с законом. Событие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежат обязательному выяснению.
Статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В вину главе администрации Беловского сельсовета Беловского района Курской области вменено то, что он не осуществляет контроль и не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите земельных участков от зарастания сорной растительностью, деградации и воздействия негативных процессов на земельном участке площадью "данные изъяты" га, находящемся на территории Беловского сельсовета, используемого для сенокоса и пастбища. Поскольку на этом земельном участке поврежден почвенный покров, плодородный слой почвы по периметру участка снят и перемещен в отвал, что привело к снижению почвенного плодородия.
Прекращая производство по делу, судья районного суда исходила из того, что не представлено доказательств того, что Беловский сельсовет вправе использовать указанный земельный участок на законных основаниях, а потому глава администрации Беловского сельсовета Беловского района Курской области не является субъектом вмененного ему административного правонарушения.
С выводом судьи об отсутствии доказательств законных оснований использования участка Беловским сельсоветом согласиться нельзя.
Согласно ст. 5 Закона Курской области "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований Курской области, установления и изменения их границ и наименований", принятом решением Курской областной Думы от 02.11.1995N 50, местное самоуправление на территории области осуществляется в следующих муниципальных образованиях: городах, поселках, сельсоветах, сельских населенных пунктах.
В силу п.3 ст.5 указанного закона, сельсоветом является муниципальное образование, охватывающее своими фиксированными границами территорию одного или нескольких сельских населенных пунктов вместе с находящимися в их ведении землями.
В состав территории Беловского сельсовета Беловского района Курской области входят согласно статье 2 Устава Муниципального образования "Беловский сельсовет" Беловского района Курской области, следующие населенные пункты: х.Пенский, х.Подол, д.Ганжовка, д. Синдеевка, д.Лошаковка, сл. Белая.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок, на котором установлено невыполнение требований законодательства по охране земель, используется населением Беловского сельсовета для пастбища и сенокоса, что глава Беловского сельсовета Беловского района Курской области не отрицал.
В соответствии с п.1 ст.19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Поскольку по данным Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 29.10.2012 г., на земельный участок, расположенный по адресу: "данные изъяты" от водонапорной башни регистрация прав на недвижимое имущество отсутствует, его следует отнести к не разграниченной государственной собственности.
Правомочия собственника, в отношении земли с подобным правовым режимом исходя из приведенных норм права осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, а не сельского поселения.
Следовательно, глава Беловского сельсовета Беловского района Курской области Матюнин С.Ф. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, определяющим объем действий, вменяемых в ответственность лицу, в отношении которого возбуждено административное производство.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения (ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ) состоит в том, что виновный не выполняет установленные требования и не осуществляет обязательные мероприятия по улучшению, защите и охране земель от негативного воздействия.
Из протокола об административном правонарушении от 2 августа 2012 г., следует, что в вину главе администрации Беловского сельсовета Беловского района Курской области Матюнину С.Ф. вменено не осуществление контроля за выполнением установленных требований и обязательных мероприятий по защите земли от воздействия негативных процессов, что привело к существенному снижению уровня плодородия почв и зарастанию земельного участка сельскохозяйственного назначения сорной растительностью.
Однако, не указано, какие установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, не выполнил глава администрации Беловского сельсовета Беловского района Курской области Матюнин С.Ф.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
В соответствии с ч.2. ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч.1 ст.1.6 КоАП РФ).
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях главы администрации Беловского сельсовета Беловского района Курской области Матюнина С.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, что в силу п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу.
С учетом изложенного считаю, что правовых оснований для отмены решения судьи Ленинского районного суда г. Курска от 25 декабря 2012 года и удовлетворению жалоба не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья Курского областного суда
РЕШИЛА:
Решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 25 декабря 2012 года по жалобе главы Администрации Беловского сельсовета Беловского района Курской области Матюнина С.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 16 августа 2012 года N191 оставить без изменения, а жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Черного Е.С., без удовлетворения.
Судья Курского областного суда Е.И. Шуваева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.