И.о. председателя Ленинградского областного суда Иваненко Ю.Г., расcмотрев в порядке надзора жалобу администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на постановление судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2012 года и на решение судьи Ленинградского областного суда от 26 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2012 года администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Ленинградского областного суда от 26 февраля 2013 года постановление изменено - из постановления исключено указание на нарушение администрацией Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пп. 6.12*, 6.13* 6.14* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" в части нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам на первом и втором этажах здания администрации; в остальной части постановление оставлено без изменений.
Нарушение администрацией Бокситогорского муниципального района Ленинградской области противопожарных правил выразилось в том, что администрацией, ранее привлекавшейся к административной ответственности по чч. 3 и 4 ст. 20.4. КоАП РФ, на 2 и 3 этажах здания администрации при демонтаже горючей обшивки стен, потолков на путях эвакуации оставлен деревянный каркас обшивки потолка, что противоречит требованиям Федерального закона "О пожарной безопасности" и п. 6.25* СНиП 21-01-97*.
В жалобе в порядке надзора содержится просьба об отмене судебных решений как незаконных и о прекращении дела. В жалобе указывается на различное применение Ленинградским областным судом положений Федерального закона "О пожарной безопасности" и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" по отношению к вмененным администрации муниципального образования нарушениям требований пожарной безопасности, что не может являться обоснованным, а также на повторность привлечения заявителя к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение. Кроме того, в жалобе имеется ссылка на необоснованное непризнание административного правонарушения малозначительным.
Изучение истребованных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать вывод об отсутствии законных оснований для пересмотра принятых по делу судебных постановлений.
Административным правонарушением в соответствии с ч. 5 ст.20.4КоАП РФ признается повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 или ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение юридическим лицом требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение юридическим лицом требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет согласно ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Проверка законности и обоснованности судебных актов показала, что выводы судов о совершении администрацией Бокситогорского муниципального района Ленинградской области административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, в той части, в какой это указано в решении судьи Ленинградского областного суда от 26 февраля 2013 года, являются правильными.
Обстоятельства нарушения администрацией муниципального образования требований пожарной безопасности подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 13 ноября 2012 года, актом проверки от 12 ноября 2012 года, постановлением о назначении административного наказания от 27 апреля 2012 года, другими материалами дела.
Доводы жалобы о необоснованности различного применения Ленинградским областным судом положений Федерального закона "О пожарной безопасности" и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" по отношению к вмененным администрации муниципального образования нарушениям противопожарных правил не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Согласно письму Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 2 июня 2011года N19-3-1-2086 "О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП" при рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются.
Из указанных положений следует, что СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенные в действие с 01 января 1998года, не распространяются на здания, запроектированные и построенные до 01 января 1998 года, к которым относится здание администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, построенное в 1951 году. Данное обстоятельство послужило основанием для исключения из перечня нарушений указания на те из них, которые относятся к периоду до принятия СНиП 21-01-97* и не могут быть вменены в вину администрации в силу вышеуказанного запрета.
Вместе с тем на запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам здания распространяются иные противопожарные правила, а также требования СНиП 21-01-97*, применяемые к объектам защиты на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации, включая реконструкцию, ремонт и изменение функционального назначения, в случае, если в таких зданиях уже после принятия СНиП 21-01-97* проводились реконструкции (перепланировки, ремонты) и эти здания продолжают эксплуатироваться.
Как следует из дела после 1997 года (то есть после принятия СНиП 21-01-97*) в здании администрации неоднократно производились реконструкции, перепланировки и ремонты, в частности: в 2002 году - реконструкция левого крыла первого этажа (сделан дополнительный (пятый) эвакуационный выход на улицу. При ремонте освобожден проход между левым и правым крылом здания на втором этаже; в 2004 году - перепланировка правого крыла левого этажа (снесена перегородка, в связи с чем появился дополнительный (шестой) эвакуационный выход с первого этажа; в 2007 году - косметический ремонт первого этажа, при котором был заложен второй эвакуационный выход (у гардероба); в 2012 году - ремонт, в ходе которого были демонтированы стеновые и потолочные панели на 2 и 3 этажах здания.
Таким образом, проведение перепланировок и ремонтов в здании администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в 2002 г., 2004 г., 2007 г., 2012 г., в том числе ремонтов с применением для внутренней отделки стен и потоков деревянных панелей (горючей обшивки), должно было производиться с учетом требований СНиП 21-01-97*. Невыполнение этих требований обоснованно было квалифицировано как административное правонарушение. Устранение нарушений после составления протокола об административном правонарушении не является основанием для признания администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области невиновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на, якобы, повторность привлечения заявителя к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение не соответствует действительности, поскольку администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, как это видно из материалов дела, ранее не привлекалась к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ за повторное административное правонарушение, выразившееся в оставлении на 2 и 3 этажах здания администрации при демонтаже горючей обшивки стен, потолков на путях эвакуации деревянного каркаса обшивки потолка.
Иные доводы жалобы также не указывают на обстоятельства, позволяющие рассматривать окончательные судебные решения как незаконные и необоснованные.
Характер административного правонарушения, допущенного администрацией Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, не дает оснований для признания его малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ, и.о. председателя Ленинградского областного суда,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2012 года и решение судьи Ленинградского областного суда от 26 февраля 2013 года, принятые в отношении администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
И.о. председателя Ю.Г. Иваненко.
НА ГЛАВНУЮ / КАРТА САЙТА / СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.