Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.,
судей Морозковой Е.Е., Шадриной Е.В.,
при секретаре Борисовой Ю.М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Ломоносовского района Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области 15 января 2013 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления в интересах неопределённого круга лиц к местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи объектов культурного наследия и обязании совершить определённые действия.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозкову Е.Е., объяснения заместителя прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Степанова В.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действуя в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просил:
признать незаконным бездействие местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области по постановке на учёт бесхозяйных объектов культурного наследия в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество объектов;
обязать местную администрацию муниципального образования Горбунковское сельское поселение поставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйное имущество, следующие объекты культурного наследия:
Парк "Беззаботное", конец XVIII-начало XX века, расположенный на территории дер. Горбунки.
Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 г.г., расположенное близ дер. Нижняя Колония, на гражданском кладбище.
Мемориальный комплекс, в составе: памятник -обелиск на рубеже обороны подступов к Петрограду в октябре 1919 г., братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 и в 1941-44 г.г ... расположенный на восточной окраине дер. Разбегаево.
В обоснование требований указано, что в результате проверки установлено, что на территории Горбунковское сельского поселения находятся вышеуказанные объекты культурного наследия, которые в настоящее время не имеют собственника и не зарегистрированы как бесхозяйная вещь. Непринятие администрацией муниципального образования Горбунковское сельское поселение соответствующих мер препятствует реализации мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также реализации конституционного права граждан - неопределённого круга лиц на доступ к культурным ценностям.
В письменных возражениях глава местной администрации МО Горбунковское сельское поселение Т.И.Засухина просила в удовлетворении требований прокурора отказать, указав, что по существу, все названные объекты относятся к федеральной собственности и подлежат передаче в государственную собственность Ленинградской области. Правовых оснований для применения ст.130 ГК РФ не имеется.
В письменных возражениях заместитель начальника Департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области Лазарева Г.Е. в удовлетворении требований прокурора просила отказать. Проанализировав положения федерального законодательства указанное должностное лицо сделало вывод о том, что объекты культурного наследия, принятые на учет в соответствии с постановлением СМ СССР от 16.09.1982 N865 до дня вступления в силу Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"(до 29.06.2002) должны находиться в государственной собственности. Следовательно, такие объекты культурного наследия имеют собственника - либо это Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование, либо такие объекты относятся к имуществу казны.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Дмитриенко Т.В. поддержала заявленные требования.
Представитель местной администрации МО Горбунковское сельское поселение Михайлова Т.В. в удовлетворении требований прокурора просила отказать, отметив, что местная администрация уделяет необходимое внимание объектам культурного наследия, находящимся на ее территории; все названные объекты находятся в собственности Российской Федерации. Парк "Беззаботное" в собственность муниципальному образованию не передавался.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 15 января 2013 года в удовлетворении заявления прокурора Ломоносовского района Ленинградской области отказано.
В апелляционном представлении прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, оспаривая законность принятого решения, указывает на неправильное применение судом норм материального права. Просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании заместитель прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Степанов В.В. доводы апелляционного представления поддерживает.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав заместителя прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Степанова В.В., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьёй 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьёй 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1) Собственник объекта культурного наследия несёт бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учётом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (ч. 3).
В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В ч. 3 названной федеральной нормы оговорено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей(утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003N580) документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
В силу п.13 ч.1 ст.14, п.9 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
Установлено, что на территории муниципального образования Горбунковское сельское поселение находятся объекты культурного наследия:
Парк "Беззаботное", конец XVIII-начало XX века, расположенный на территории дер. Горбунки;
Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 г.г., расположенное близ дер. Нижняя Колония, на гражданском кладбище;
Мемориальный комплекс, в составе: памятник -обелиск на рубеже обороны подступов к Петрограду в октябре 1919 г., братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 и в 1941-44 г.г., расположенный на восточной окраине дер. Разбегаево, подлежащие государственной охране как памятники истории и культуры.
По сообщению Департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области от 09.04.2012 названные объекты отнесены к объектам культурного наследия регионального значения. Собственником объекта -Парк "Беззаботное", конец XVIII-начало XX века, является МО Горбунковское сельское поселение, охранное обязательство оформляется. Собственника у других объектов не имеется.
Из представленных в суд уведомлений от 23.08.2012 NN 21/015/2012-484, 21/016/2012-27, 21/016/2012-33, 21/016/2012-32 следует, что в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о собственниках названных объектов, объекты на Государственном кадастровом учете не состоят.
По сообщению руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области не включены названные выше объекты культурного наследия и в реестр федерального имущества, расположенного на территории Ленинградской области.
Проанализировав положения п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", п.13.ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановление СМ СССР от 16.09.1982 N865, ст.9.3 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суд сделал вывод о том, что положения приведенных нормативных актов исключают обязанность органов местного самоуправления по регистрации объектов культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения в качестве бесхозяйных. По мнению суда, приведенные федеральные акты свидетельствуют о том, что названные объекты культурного наследия не подлежат постановке на учет как бесхозяйные, так как имеют собственников(Российская Федерация, субъект российской Федерации, муниципальное образование либо объект относится к имуществу казны).Поэтому в удовлетворении требований прокурора отказано.
С приведенными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права.
В официальном сообщении, предоставленным уполномоченным департаментом комитета по культуре Ленинградской области - органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования историко-культурного наследия от 09.04.2012, отражено, что собственником объекта Парк "Беззаботное" конец XVIII-начало XX века, является МО Горбунковское сельское поселение (охранное обязательство оформляется), собственников у других объектов не имеется.
В Федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области эти объекты на кадастровом учёте не состоят, записей о них в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что объекты культурного наследия, в отношении которого возник спор, в чьей-либо собственности не находятся, кто-либо притязаний на приобретение их в собственность в соответствии с требованиями федеральных законов от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не заявляет, т. е. фактически данные памятники культурного наследия в соответствии со ст.225 ГК РФ являются бесхозяйной недвижимой вещью.
Исходя из вышеприведённых правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
В связи с этим, местная администрация Горбунковского сельского поселения, на территории которого расположены объекты культурного наследия, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями инициировать процесс постановки спорных объектов культурного наследия в силу их бесхозяйности на учёт, с целью определения их дальнейшего собственника. Однако данных о принятии ответчиком мер, направленных на постановку данных объектов культурного наследия на учёт регистрирующим органом, суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Ссылка суда на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга" и на иные приведенные федеральные акты является неправильной, поскольку вопрос о передаче объекта культурного наследия в чью-либо собственность прокурором в настоящем деле не ставился и судом не рассматривался. Суждение представителей заинтересованных лиц о том, что названные ими федеральные нормы свидетельствуют о том, что собственники у объектов культурного наследия имеются, не соответствует содержанию и тексту приведенных ими федеральных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований у суда не имелось, а потому решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 15 января 2013 г. отменить.
Заявление прокурора Ломоносовского района Ленинградской области к местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество объектов недвижимого имущества, как бесхозяйное имущество объектов культурного наследия регионального значения:
-"Парк "Беззаботное", конец XVIII-начало XX века", место нахождения объекта- Ленинградская область, Ломоносовский район МО "Горбунковское сельское поселение" дер. Горбунки;
-"братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 г.г.", место нахождения объекта - Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Горбунсковское сельское поселение" дер. Нижняя Колония, в 12 км к юго-востоку от г.Ломоносова, близ д.Горбунки на гражданском кладбище;
-"мемориальный комплекс в составе: памятник - обелиск на рубеже обороны подступов к Петрограду в октябре 1919 г.; братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 и в 1941-44 г.г., место нахождения объекта - Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Разбегаево, в 14 км к юго-востоку от г.Ломоносова, в 6 км к северу от Ропши, на восточной окраине деревни",
обязании принять предусмотренные законом меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области по принятию мер к постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объектов культурного наследия регионального значения:
-"Парк "Беззаботное", конец XVIII-начало XX века", место нахождения объекта- Ленинградская область, Ломоносовский район МО "Горбунковское сельское поселение" дер. Горбунки;
-"братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 г.г.", место нахождения объекта - Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Горбунсковское сельское поселение" дер. Нижняя Колония, в 12 км к юго-востоку от г.Ломоносова, близ д.Горбунки на гражданском кладбище;
-"мемориальный комплекс в составе: памятник - обелиск на рубеже обороны подступов к Петрограду в октябре 1919 г.; братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 и в 1941-44 г.г., место нахождения объекта - Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Разбегаево, в 14 км к юго-востоку от г.Ломоносова, в 6 км к северу от Ропши, на восточной окраине деревни".
Обязать местную администрацию муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области принять предусмотренные законом меры по постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объектов культурного наследия регионального значения:
-"Парк "Беззаботное", конец XVIII-начало XX века", место нахождения объекта- Ленинградская область, Ломоносовский район МО "Горбунковское сельское поселение" дер. Горбунки;
-"братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 г.г.", место нахождения объекта - Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Горбунсковское сельское поселение" дер. Нижняя Колония, в 12 км к юго-востоку от г.Ломоносова, близ д.Горбунки на гражданском кладбище;
-"мемориальный комплекс в составе: памятник - обелиск на рубеже обороны подступов к Петрограду в октябре 1919 г.; братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 и в 1941-44 г.г., место нахождения объекта - Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Разбегаево, в 14 км к юго-востоку от г.Ломоносова, в 6 км к северу от Ропши, на восточной окраине деревни".
Председательствующий
Судьи
(судья Романова В.П.)
НА ГЛАВНУЮ / КАРТА САЙТА / СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.