Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Астапенко С.А., Пучковой Л.В.,
при секретаре Мельниковой О.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области Оськиной Н.Н. на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 11 апреля 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Левшакова С.Г. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области об обязании назначить социальную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пучковой Л.В., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области - Любимцевой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Левшаков С.Г. обратился в Подпорожский городской суд Ленинградской области с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области (далее - УПФ РФ в Подпорожском районе), в котором просил обязать ответчика назначить ему социальную пенсию, начиная с ...
В обоснование иска Левшаков С.Г. ссылался на то, что относится к коренным малочисленным народам Севера, проживающим на территории традиционного расселения своих предков (вепсов).
... истец обратился в УПФ РФ в Подпорожском районе с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 11 Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, однако получил отказ.
Полагая, что позиция ответчика противоречит закону, истец обратился в суд с настоящим иском.
В суде первой инстанции представитель ответчика Шивакова Л.М. требования истца не признала, в обоснование возражений относительно предмета спора указала, что ни Закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, ни Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ не содержит указания на то, какие из малочисленных народов Российской Федерации относятся к малочисленным народам Севера.
Гарантии и компенсации для граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, предоставляются на основании Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1.
В соответствии со ст. 1 указанного закона его действие распространяется на лиц, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Таким образом, социальные гарантии распространяются на малочисленные народы, которые проживают в указанных районах и местностях.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Считает, что назначение досрочной социальной пенсии вепсам, проживающим в Ленинградской области, противоречило бы самой сути дополнительной социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера, предоставляемой в связи с особенностями их жизнедеятельности и хозяйствования, и при этом, поставило бы данных лиц в привилегированное положение по отношению к местным жителям иных национальностей, что противоречит п. 2 ст. 19 Конституции РФ и ограничивает права местных жителей иных национальностей по национальным признакам.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 11 апреля 2013 года постановлено исковые требования Левшакова С.Г. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области назначить Левшакову С.Г. социальную пенсию по старости, как лицу из числа малочисленных народов Севера, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - с ... (л.д. 62-68).
В апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области Оськина Н.Н. просит решение суда от 11 апреля 2013 года отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять новое решение. Полагает, что судом неверно сделан вывод о том, что необходимым условием для назначения социальной пенсии лицам из числа коренных малочисленных народов Севера является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих предков. Подпункт 4 п. 1 ст. 11 Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ устанавливает право на социальную пенсию гражданам из числа малочисленных народов только Севера, тогда как Ленинградская область к районам Севера не отнесена (л.д. 72-77).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из дела следует, что Левшаков С.Г. родился ... , отец Левшаков Г.С. - вепс, мать Левшакова М.М. - вепс, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 4).
Согласно справке администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от 21 января 2013 года N 159 Левшаков С.Г. проживает на территории данного поселения с рождения по настоящее время (л.д. 6).
Согласно акту обследования о традиционных видах деятельности вепсского народа Левшаков С.Г. занимается земледелием (огородничеством) - выращивает сельскохозяйственную продукцию на личном подсобном хозяйстве, содержит скот (телят), перерабатывает мясную продукцию, занимается сбором дикорастущих ягод и грибов, их переработкой, рыбалкой, охотой, вязанием сетей, их ремонтом, изготовлением деревянных лодок, корзин из бересты, плотницкими работами, заготовкой веников. Постоянно разговаривает на вепсском языке (л.д. 53).
... Левшаков С.Г. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпрожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", как лицу из числа малочисленных народов Севера.
Решением пенсионного органа от ... в назначении указанной пенсии Левшакову С.Г. было отказано по тем основаниям, что он постоянно не проживает в районах или местностях Крайнего Севера (л.д. 9-11).
Удовлетворяя требование Левшакова С.Г., суд первой инстанции, исходил из того, что истец относится к категории малочисленных народов Севера - вепсам, проживает на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, которая отнесена к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России, соблюдает традиции вепсского народа.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Основания и порядок выплаты социальной пенсии установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона социальная пенсия является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 166-ФЗ право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" дается понятие коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - малочисленных народов), которыми являются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а так же на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3).
Во исполнение Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, подготовленный Министерством по делам федерации и национальностей Российской Федерации на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых эти народы проживают.
В указанный Перечень включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской области, Вологодской области.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому к таким народам относятся вепсы.
Так же распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года N 631-р, в соответствии с ч. 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
При этом к соответствующим местам проживания и деятельности отнесено Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а к видам деятельности: рыболовство, земледелие (огородничество), собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
Из правового анализа Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что назначение пенсии коренным малочисленным народам связано с их национальной принадлежностью, с постоянным местом проживания в определенных районах Севера с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Таким образом, вепсам, проживающим на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности, как гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, по достижении 55 лет (мужчины), предоставлено право на социальную пенсию в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод об обязании Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области назначить Левшакову С.Г. социальную пенсию по старости, как лицу из числа малочисленных народов Севера, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы отмену постановленного решения суда не влекут, были предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену судебного постановления, направлены на иное толкование закона и переоценку доказательств, которые были исследованы судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения и которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основанием для отмены решении суда в апелляционном порядке, не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые не являлись предметом исследования суда или опровергали бы его выводы, поэтому по доводам апелляционной жалобы решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 11 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области Оськиной Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Устюжина Н.И.
НА ГЛАВНУЮ / КАРТА САЙТА / СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.