Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Переверзиной Е.Б., Титовой М.Г.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Шацких С.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 17 апреля 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Гатчинского городского прокурора, предъявленные в интересах Королевой Е.А., к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Правительству Ленинградской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Титовой М.Г., возражения Королевой Е.А. против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Гавриловой Е.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 17апреля 2013 года по настоящему делу удовлетворен иск Гатчинского городского прокурора Ленинградской области, предъявленный в защиту интересов Королевой Е.А., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области возложена обязанность предоставить Королевой Е.А. благоустроенное, применительно к условиям Гатчинского муниципального района, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, за счет средств субъекта Российской Федерации - Ленинградской области.
В апелляционной жалобе администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области просит отменить указанное решение как необоснованное и не соответствующее нормам материального права и принять по делу новое решение. Ответчик указывает на то, что Постановлением главы муниципального образования "Гатчинский район" Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N за Королевой Е.А. закреплено право на жилую площадь по адресу: "адрес"; у Королевой Е.А. также имеется в собственности жилой дом и земельный участок по адресу: "адрес"; нуждающейся в улучшении жилищных условий как ребенок-сирота Королева Е.А. не признавалась; администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области не имеет полномочий по обеспечению жильем детей-сирот.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей на момент окончания истцом учебного заведения ( ДД.ММ.ГГГГ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п.п. 1-3, 6-9), в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п.1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет или ранее, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в иных случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на пять лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п.5 ст. 2 Областного закона Ленинградской области N47-оз от 17 июня 2011 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
При осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны: формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан (п.16 ст. 3 указанного Областного закона).
Органы государственной власти Ленинградской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществлять контроль за их исполнением; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.1, 2, 6 ч.2 ст.4 указанного Областного закона).
Как видно из дела, Постановлением главы администрации МО "Гатчинский район" Ленинградской области N от ДД.ММ.ГГГГ Королева Е.А., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была определена в "данные изъяты", за ней закреплено право на жилую площадь, расположенную по адресу: "адрес", "адрес" (л.д. 14).
На основании Постановления администрации МО Елизаветинское сельское поселение N от ДД.ММ.ГГГГ Королева Е.А. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, была снята с учета в связи с тем, что не была зарегистрирована в качестве проживающей на территории сельского поселения (л.д. 24-25).
По сведениям, предоставленным Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Королевой Е.А. на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок по адресу: "адрес" (л.д. 22-23).
Согласно заключению межведомственной комиссии МО Елизаветинское сельское поселение, оформленному актом N обследования технического состояния строения от ДД.ММ.ГГГГ, дом N в "адрес", "данные изъяты" года постройки, одноэтажный, бревенчатый, однокомнатный, общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой площадью "данные изъяты" кв.м., является аварийным и подлежащим сносу (л.д. 7-8).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Королева Е.А., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Поскольку истец фактически проживала на территории Елизаветинского сельского поселения - в "адрес", за ней постановлением Главы МО "Гатчинский район" Ленинградской области было закреплено жилое помещение по фактическому проживанию в деревне "адрес" "адрес", по указанному адресу она была выявлена как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ администрацией указанного сельского поселения она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то несмотря на наличие сведений об отказе Королевой Е.А. в ДД.ММ.ГГГГ года в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по мотиву отсутствия регистрации на территории Елизаветинского сельского поселения, судебная коллегия полагает, что уполномоченные органы не были освобождены от обязанности поставить истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения, включить ее в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку отсутствие Королевой Е.А. в сводном списке лишило ее законного права на обеспечение государством жилым помещением. При этом судебная коллегия отмечает, что ответчиком не представлено процессуально допустимого доказательства, свидетельствующего о том, что после признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления N от ДД.ММ.ГГГГ, указанное постановление было отменено, и истец была снята с такого учета.
Поскольку истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не числится и не включена в сводный список по вине уполномоченного органа, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Из вышеизложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, и если это жилое помещение не пригодно для проживания.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подтверждена вступившим в законную силу с 01 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений которого распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судебная коллегия полагает, что поскольку истец обращалась за предоставлением ей жилого помещения и не была обеспечена жилой площадью в соответствии с требованиями действовавшего законодательства, она сохраняет свое право на получение жилого помещения до момента фактического предоставления благоустроенного жилого помещения, поэтому суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области предоставить Королевой Е.А. жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 17апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
НА ГЛАВНУЮ / КАРТА САЙТА / СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.