Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей: Кабировой Е.В., Титовой М.Г.,
при секретаре Мельниковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 января 2013 года, которым частично удовлетворен иск Безмощука Д.А. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании недействительным постановления, об обязании предоставить в собственность бесплатно жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Титовой М.Г., возражения Безмощука Д.А., Трушкина Е.П., Федоровой В.В. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 января 2013 года исковые требования Безмощука Д.А. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании недействительным постановления об отказе в предоставлении жилого помещения, об обязании предоставить в собственность бесплатно жилое помещение, о взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично. Суд признал незаконным и недействующим с момента принятия решение рабочей группы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области в части п. N протокола N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Безмощука Д.А. в список граждан, которые до 01 января 2005 года приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Гатчинскому муниципальному району Ленинградской области и претендующих на предоставление жилых помещений в 2011 - 2012 годах, обязал администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области предоставить в собственность Безмощука Д.А. и членов его семьи Безмощук Е.А., Безмощука Д.В., Федоровой В.В. бесплатно жилое помещение - отдельную благоустроенную квартиру в "адрес" за счет средств бюджета по установленным нормам, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии с очередностью; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области просит отменить указанное решение суда как необоснованное и не соответствующее нормам материального и процессуального права и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что истцом в нарушение требований действующего законодательства не представлено обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения, подписанное совершеннолетними членами семьи, а также совместно проживающими и (или) зарегистрированными по указанному адресу, решение по настоящему делу принято в отсутствие представителя ответчика, не извещенного о рассмотрении дела другим судьей и не выражавшего своего согласия на рассмотрение дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что истец по настоящему делу вместе с третьими лицами - супругой Безмощук Е.А., совершеннолетними внуками Федоровой В.В., Безмощуком Д.В., совершеннолетними племянниками Трушкиным Е.П. и Матвеевой Т.П. занимают жилое помещение по адресу: "адрес" "адрес" (справка формы 9 от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением рабочей группы при администрации Гатчинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом N, рекомендовано, а Постановлением Главы администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно как лицу, уволенному с военной службы, в соответствии с п. 7 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, в связи с не предоставлением обязательства об освобождении занимаемого жилого помещения, подписанного совершеннолетними членами семьи, а также совместно проживающими и (или) зарегистрированными по указанному адресу (л.д. 8-10).
Разрешая возникший спор, суд, установив, что основанием для не предоставления истцу жилого помещения явился отказ его совершеннолетнего племянника Трушкина Е.П. в даче обязательства о расторжении договора социального найма занимаемого жилого помещения по указанному выше адресу, пришел к выводу о незаконности отказа администрации муниципального района в обеспечении истца жилым помещением, в связи с тем, что право Безмощука Д.А. на получение жилья не может быть постановлено в зависимость от позиции лица, не желающего подписывать соответствующее обязательство об освобождении занимаемой квартиры.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, не соответствующим обстоятельствам дела, учитывая следующее.
Согласно пункту 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Областного закона Ленинградской области от 18.07.2011 N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" (далее по тексту - Областной закон) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями следующих категорий граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающих с ними членов их семей, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 3 Областного закона обеспечение жилыми помещениями указанных отдельных категорий граждан осуществляется за счет субвенций областному бюджету Ленинградской области из федерального бюджета путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Областного закона порядок предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, и к ним приравненным лицам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 N 258 "О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан" утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма (далее по тексту - Порядок).
Согласно п. 5 вышеуказанного Порядка граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, до 1 сентября 2011 года представляют в администрации муниципальных районов заявление, подписанное гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, к которому, в числе прочего, прилагают обязательство о расторжении договора социального найма или о безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения.
В соответствии п. 7 вышеуказанного Порядка решение о предоставлении или об отказе в предоставлении жилого помещения гражданам принимается администрацией муниципального образования в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления. Решение об отказе в предоставлении жилого помещения принимается в случае, если:
граждане не относятся к категориям лиц, указанным в пункте 2 настоящего Порядка;
гражданами не представлены документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Порядка;
граждане утратили право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Администрация муниципального образования в течение десяти рабочих дней после принятия решения сообщает гражданам об отказе в предоставлении жилого помещения с указанием причины отказа.
Администрацией муниципального образования повторно рассматриваются заявления граждан при устранении оснований для отказа в предоставлении жилого помещения и в течение пяти рабочих дней с даты представления повторного заявления принимается решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилого помещения.
Таким образом, основанием для отказа в предоставлении жилого помещения, в числе прочего, является не предоставление документов, предусмотренных пунктом 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 06 февраля 2007 года), по установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки истца в 2001 году на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.
Аналогичные положения содержатся в ст. 69 ЖК РФ, действующей на момент разрешения вопроса о предоставлении семье истца жилого помещения.
Как видно из дела, Постановлением Главы МО "Город Гатчина" Ленинградской области N от ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по спискам общей городской очереди и военнослужащих, уволенных в запас с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ, в составе семьи из "данные изъяты" человек, включая племянника Трушкина Е.П. (л.д. 165).
Таким образом, Трушкин Е.П. при постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий был указан им в качестве члена семьи и был учтен в качестве такового администрацией муниципального образования.
При таком положении, у Трушкина Е.П., как у члена семьи военнослужащего, возникло равное с истцом право на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным Законом "О статусе военнослужащих" и другими нормативными актами, регулирующими порядок обеспечения жильем указанной категории граждан.
Оснований прийти к выводу о том, что Трушкин Е.П. на момент решения администрацией муниципального образования вопроса об обеспечении Безмощука Д.А. жилым помещением в 2011-2012 годах членом семьи истца не являлся, у суда не имелось. Каких-либо процессуально допустимых доказательств тому в материалы дела не представлено.
Данное обстоятельство влечет невозможность обеспечения истца жильем без учета прав указанного лица.
Предоставление истцу жилого помещения только с учетом прав супруги Безмощук Е.А., совершеннолетних внуков Федоровой В.В., Безмощука Д.В., также принятых на соответствующий учет в качестве членов его семьи наряду с Трушкиным Е.П., без освобождения занимаемого жилого помещения, противоречит положениям Областного закона Ленинградской области от18.07.2011 N 57-оз и Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 N 258.
Право истца на получение жилого помещения в собственность бесплатно не может быть постановлено в зависимость от отсутствия письменного согласия Трушкина Е.П. только в случае предоставления соответствующего жилья всем лицам, являющимся членами семьи военнослужащего и поставленным вместе с ним на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В таком случае администрация муниципального образования имела бы возможность в судебном порядке требовать выселения Трушкина Е.П. из занимаемого в настоящее время жилого помещения, что способствовало бы сохранению баланса интересов истца и членов его семьи, реализующих право на получение жилого помещения по установленным законом нормам, и государства в лице администрации муниципального образования, получившей возможность предоставления освободившегося жилого помещения другой нуждающейся категории граждан.
При таком положении, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Безмощука Д.А. подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в данной части иска.
Судебная коллегия также отмечает, что при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции было признано незаконным и недействующим с момента принятия решение рабочей группы при администрации Гатчинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом N. Между тем, как следует из материалов дела, такие требования истцом не заявлялись. Решение рабочей группы носило для администрации муниципального образования рекомендательный характер и само по себе без соответствующего постановления органа местного самоуправления не влекло нарушений прав истца. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что суд безосновательно вышел за пределы заявленных требований, не мотивировав в решении вопрос в части отказа в удовлетворении иска о признании незаконным оспариваемого Безмощуком Д.А. постановления.
Учитывая, что истцом при разрешении вопроса о предоставлении жилого помещения в 2011-2012 годах не были соблюдены требования, установленные пунктом 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 N 258, в части предоставления обязательства всех членов его семьи о расторжении договора социального найма занимаемого жилого помещения, то оспариваемое им Постановление Главы Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении жилого помещения в собственность основано на законе, в связи с чем, отказ суда в удовлетворении требований Безмощука Д.А. о признании указанного постановления незаконным является правильным.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 января 2013 года по настоящему делу в части признания незаконным и недействующим с момента принятия решения рабочей группы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области в части п. N протокола N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Безмощука Д.А. в список граждан, которые до 01 января 2005 года приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Гатчинскому муниципальному району Ленинградской области и претендующих на предоставление жилых помещений в 2011 - 2012 годах, обязания администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области предоставить в собственность Безмощука Д.А. и членов его семьи Безмощук Е.А., Безмощука Д.В., Федоровой В.В. бесплатно жилое помещение - отдельную благоустроенную квартиру в "адрес" за счет средств бюджета по установленным нормам, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии с очередностью отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Безмощука Д.А. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить в собственность бесплатно жилое помещение отказать.
В остальной части решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 января 2013 года по настоящему делу оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Судья Дубовская Е.Г.
НА ГЛАВНУЮ / КАРТА САЙТА / СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.