Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 16 мая 2013 г. по делу N 33А-569
Московский окружной военный суд в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Великановой А.В. и Богдашова Д.А.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф., с участием прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции Гаджиметова Т.Д. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Курского гарнизонного военного суда от 15 февраля 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Юськина ФИО10 об оспаривании действий Министра обороны РФ, связанных с увольнением заявителя с военной службы.
Заслушав доклад судьи Попова В.В., заключение военного прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Как видно из решения суда и материалов дела, Юськин и члены его семьи обеспечены служебным жилым помещением в виде трехкомнатной квартиры общей площадью 63,63 кв. метров в закрытом военном городке по адресу: "адрес", войсковая часть N.
Несмотря на желание Юськина получить жилое помещение по избранному им месту жительства в "адрес" до увольнения с военной службы, приказом Министра обороны РФ от 19 августа 2012 года N он уволен с военной службы на основании подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом того же должностного лица от 10 декабря 2012 года N - исключен с 20 декабря 2012 года из списков личного состава воинской части.
Полагая свои права нарушенными, ввиду не обеспечения на момент увольнения жилым помещением, Юськин обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Министра обороны РФ отменить вышеназванные приказы о его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Юськину отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворения его заявления, в обоснование чего приводит следующие доводы.
Суд при разрешении дела не принял во внимание, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" он не относится к категории военнослужащих, которые на весь период службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. В связи с этим после увольнения с военной службы он вынужден будет освободить служебную квартиру, в которой проживает вместе с членами его семьи.
Таким образом, оспоренные им приказы об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части нарушают его жилищные права, а поэтому они не соответствуют действующему законодательству. При этом согласия на увольнение с военной службы без предварительного получения жилья он не давал.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
На основании п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как достоверно установлено по делу, Юськин с членами его семьи по месту увольнения с военной службы обеспечен в закрытом военном городке служебным жилым помещением по установленным в данном населенном пункте нормам, а поэтому, вопреки мнению автора жалобы, каких-либо препятствий для издания Министром обороны РФ приказов об увольнении его с военной службы и исключении из списков личного состава не имелось.
Действительно, заявитель не относится к категории военнослужащих, которые на весь период службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, однако это не означает, что после увольнения с военной службы он обязан освободить занимаемую им служебную квартиру.
При этом никаких данных о том, что в связи с изданием оспоренных приказов командование инициировало выселение Юськина и членов его семьи из служебного жилого помещения материалы дела не содержат, его же заявление об этом носит предположительный характер.
Кроме того, в соответствии с п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 года N 487, жилищный договор расторгается, в том числе, в случае досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного постановления нет, а иная оценка обстоятельств дела и норм материального права, которой придерживается автор апелляционной жалобы, является несостоятельной.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 327.1, ст. 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Курского гарнизонного военного суда от 15 февраля 2013 года по заявлению Юськина ФИО11 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Верно:
Председательствующий по делу В.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.