Решение Новгородского областного суда от 28 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55, стр. 1) Жукова Н.А.,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу защитника Афанасьева М.А. Мелкумова А.А. на постановление судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 11 февраля 2013 года, которым индивидуальный предприниматель Афанасьева М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, и назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения: монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro серийный номер отсутствует; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "2; веб-камеры "d-link" " ... ",
УСТАНОВИЛ:
05 января 2013 года оперуполномоченным ОЭБиПК ОМВД России по Окуловскому району в отношении индивидуального предпринимателя Афанасьева М.А. (далее ИП Афанасьев М.А.) составлен протокол N051759 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, согласно которому 06 декабря 2012 года в ходе проверки, проведенной сотрудниками полиции, было установлено, что по адресу: " ... " ИП Афанасьев М.А. осуществлял деятельность по организации азартных игр с нарушением требований Федерального закона от 29 декабря 2006 года N244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В тот же день начальником ОМВД России по Окуловскому району вынесено определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела мировому судье судебного участка N15 г. Окуловка (л.д.1).
Письмом N23 от 05 января 2013 года начальника ОМВД России по Окуловскому району вышеуказанный протокол об административном правонарушении с материалом проверки направлен на рассмотрение в Окуловский районный суд Новгородской области (л.д.60-64).
Постановлением судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 11 февраля 2013 года ИП Афанасьев М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения: монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro серийный номер отсутствует; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; веб-камеры "d-link" " ... ".
В поданной в порядке пересмотра жалобе защитник ИП Афанасьева М.А. Мелкумов А.А. выражает несогласие с постановлением судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 11 февраля 2013 года, просит его отменить, производство по делу прекратить, изъятое в ходе проверки имущество возвратить. Полагает, что дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, в отношении ИП Афанасьева М.А. было рассмотрено судьей Окуловского районного суда Новгородской области с нарушением правил подсудности, поскольку при вынесении определения о принятии дела об административном правонарушении к производству и назначению к рассмотрению судья в нарушение требований статей 29.1, 29.4 КоАП РФ не учел, что законодательство о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр не указано в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, в связи с чем оснований для проведения административного расследования не имелось. Кроме того, указывает, что в действиях ИП Афанасьева М.А. отсутствует событие вменяемого ему административного правонарушения. Так же судьей необоснованно конфискованы предметы административного правонарушения, поскольку названное в оспариваемом постановлении имущество принадлежит ИП Буцко В.А., и передано было ИП Афанасьеву М.А. в пользование на основании договора аренды.
На рассмотрение жалобы, будучи извещенным о времени и месте её рассмотрения, ИП Афанасьев М.А. не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представил.
Защитник ИП Афанасьева М.А. Мелкумов А.А., действующий на основании доверенности, жалобу поддержал по изложенным в ней мотивам.
Представитель ОМВД России по Окуловскому району на рассмотрение жалобы не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав объяснения защитника ИП Афанасьева М.А. Мелкумова А.А., проверив материалы дела, прихожу к выводу, что постановление судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 11 февраля 2013 года подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В силу статьи 4 вышеуказанного закона азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр: игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться только в игорной зоне на основании разрешения на осуществление данного вида деятельности.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 244-ФЗ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведенной 06 декабря 2012 года сотрудниками УЭБ и ПК УМВД России по Новгородской области, БПРР и ИАЗ УМВД, ОУР ОМВД России по Окуловскому району проверки было установлено, что в арендуемом помещении, расположенном по адресу: " ... ", ИП Афанасьевым М.А. осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием персональных компьютеров.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 55), протоколом осмотра помещений территорий от 06 декабря 2012 года, с приложенной к нему фототаблицей (л.д. 16 - 24), протоколом изъятия вещей и документов от 07 декабря 2012 года (л.д.25), рапортом должностного лица (л.д.26), договором субаренды объекта нежилого фонда N88 и актом приема передачи части объекта нежилой площадью 71,3 кв.м (л.д. 34-38), объяснениями (л.д.50, 52, 54), показаниями свидетеля (л.д.53), которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, совершенное ИП Афанасьевым М.А. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, в связи с чем доводы жалобы защитника ИП Афанасьева М.А. Мелкумова А.А. о том, что отсутствует событие вменяемого ИП Афанасьеву М.А. административного правонарушения, являются несостоятельными.
Согласно положениям статьи 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
В силу положений статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 указанной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, рассматриваются мировыми судьями.
В подпункте "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 года N13) разъяснено, что вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором (часть 2 статьи 28.7 КоАП РФ). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части статьи 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
Из содержания части 1 статьи 28.7 КоАП РФ следует, что правонарушения в области законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр не относятся к числу правонарушений, по которым проводится административное расследование.
Таким образом, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, даже в случае проведения по ним административного расследования должны рассматриваться мировыми судьями.
Более того, из материалов дела следует, что административное расследование по нему сводилось лишь к получению объяснений начальника ОЭБ и ПК ОМВД России по Окуловскому району, которые получены 7 декабря 2012 года. Какие-либо иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, не проводились, что подтверждается уведомлением ОМВД России по Окуловскому району от 07 декабря 2012 года N14876, направленным ИП Афанасьеву М.А. о необходимости его явки 18 декабря 2012 года в 10 час. 00 мин. для оформления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, в нарушение приведенных правовых норм судья Окуловского районного суда Новгородской области при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении не разрешил вопрос о передаче дела на рассмотрение мировому судье, а рассмотрел указанный спор в нарушение правил подсудности.
Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 03 июля 2007 года N623-О-П и от 15 января 2009 года N144-О-П, согласно которой решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции РФ принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия, постановление судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 11 февраля 2013 года не может быть признано законным, вынесенным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, не является правомерным и вывод судьи Окуловского районного суда Новгородской области о назначении ИП Афанасьеву М.А. наказания с конфискацией предметов административного правонарушения: монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro серийный номер отсутствует; монитора "Aser" " ... ", системного блока X-pro " ... "; веб-камеры "d-link" " ... ".
В силу части 1 статьи 3.7 КоАП РФ под конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения понимается принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 3.7 КоАП РФ).
Как следует из имеющегося в материалах дела договора аренды оборудования (технических средств) от 01 декабря 2012 года арендодатель ИП Буцко В.А. обязался передать арендатору ИП Афанасьеву М.А. следующее оборудование: монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro серийный номер отсутствует; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro 282506х-16; веб-камеру "d-link" " ... ". Согласно акту приемки-передачи от 01 декабря 2012 года указанное имущество было передано ИП Афанасьеву М.А.
Из протокола изъятия вещей и документов от 07 декабря 2012 года усматривается, что указанное в договоре аренды оборудования (технических средств) от 01 декабря 2012 года оборудование было изъято инспектором ООПАЗ УОООПиВ УМВД России по Новгородской области в соответствии со статьей 27.10 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что конфискованное у ИП Афанасьева М.А. имущество не является его собственностью, постановление судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 11 февраля 2013 года в указанной части также не может быть признано законным.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, составляет три месяца.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы по настоящему делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности ИП Афанасьева М.А. истек, производство по делу в отношении ИП Афанасьева М.А. подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ оборудование, изъятое по протоколу изъятия вещей и документов от 07 декабря 2012 года, а именно: монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro серийный номер отсутствует; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; веб-камера "d-link" " ... ", помещенные на хранение в ОМВД по Окуловскому району по адресу: " ... ", вернуть законному владельцу ИП Афанасьеву М.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу защитника Афанастева М.А. Меркулова А.А. удовлетворить.
Постановление судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 11 февраля 2013 года, вынесенное в отношении Афанасьева М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Вернуть индивидуальному предпринимателю Афанасьеву М.А. оборудование: монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro серийный номер отсутствует; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; монитор "Aser" " ... ", системный блок X-pro " ... "; веб-камера "d-link" " ... ", помещенные на хранение в ОМВД по Окуловскому району по адресу: " ... ".
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.
Судья Новгородского
областного суда Н.А. Жукова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.