Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 05 июня 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Есаковой С.В.,
судей областного суда - Виюка А.В. и Колокольцева Ю.А.,
при секретаре - Довженко Ю.Н.,
с участием прокурора - Степановой Е.И.,
с участием представителя Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N " ... "" - Г. М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 июня 2013 года по докладу судьи Есаковой С.В. дело по апелляционной жалобе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N " ... "" на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 4 марта 2013 года, которым исковые требования прокурора Великого Новгорода удовлетворены и постановлено:
обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N " ... "", расположенное по адресу: Великий Новгород, ул. " ... ", д. " ... ", в целях доступа маломобильных групп населения и инвалидов-колясочников в срок до 1 октября 2013 года обустроить при входе в здание Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N " ... "" пандус с поручнями согласно СП 59.13330.2012 и установить кнопку вызова персонала;
взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N " ... "" в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме " ... " рублей,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Великого Новгорода, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N " ... "" (далее - МАОУ, Школа) об обязании оборудовать при входе в здание МАОУ пандус с поручнями согласно СП 59.13330.2012 и кнопкой вызова персонала в срок до 1 октября 2013 года, указав в обоснование, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что вход в здание Школы не оборудован пандусами с поручнями и другими средствами подъема, кнопка вызова персонала отсутствует, что фактически препятствует доступу в здание детей-инвалидов и других маломобильных групп населения, реализации права граждан на образование.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет образования Администрации Великого Новгорода.
Судом по делу постановлено выше указанное решение.
Определением Новгородского районного суда от 17 апреля 2013 года исправлена описка (техническая ошибка) в мотивировочной части решения Новгородского районного суда Новгородской области от 4 марта 2013 года, исключен из решения второй абзац третьей страницы решения, вместо него изложены пятый и шестой абзац в следующей редакции:
"Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее по тексту СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года N 605, и введенных в действие с 1 января 2013 года.
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной РФ в сентябре 2008 года.
Согласно п.1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
В соответствии с п.п.5.1.1, 5,1.2 СП 59.13330.2012, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261".
В апелляционной жалобе Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N " ... "" просит решение отменить, считает, что судом при вынесении вышеуказанного решения неправильно применены нормы материального права, не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно обстоятельства, свидетельствующие о том, что объем организационно-правовых мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, и финансовые возможности ответчика позволяют считать достаточным срок для исполнения решения суда до 1 октября 2013 года. Кроме того, в МАОУ отсутствуют обучающиеся дети-инвалиды, работники с инвалидностью по опорно-двигательной системе. Проведение работ в сроки, указанные в решении суда, затрудняются также тем обстоятельством, что в соответствии с п.4.32 "Санитарно- эпидемологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением Правительства от 29.12.2010г. N189, в общеобразовательных учреждениях и пришкольном интернате не допускается проведение всех видов работ в присутствии обучающихся. Просит принять по делу новое решение, которым указать новый срок для исполнения решения суда - до 1 сентября 2014 года.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Великого Новгорода полагает, что решение суда является законным и обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы являются не основанными на обстоятельствах дела, а потому подлежащими отклонению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора на апелляционную жалобу. Выслушав объяснения представителя МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N " ... "" Г. М.Л., поддержавшей жалобу, заслушав прокурора, полагавшего решение суда основанным на законе, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно ст.15 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В целях реализации государственной политики в отношении инвалидов, создания условий для их реабилитации и социальной интеграции в обществе, повышения уровня жизни инвалидов в Великом Новгороде, а также в соответствии с Постановлением Администрации Новгородской области от 30 сентября 2010 года N 453 "О долгосрочной областной целевой программе "Доступная среда" на 2011-2015 годы", постановлением Администрации Великого Новгорода от 20 августа 2012 года N 3625 утверждена долгосрочная целевая программа "Доступная среда" на 2012-2016 годы", основными целями и задачами которой являются создание условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспечение возможности равного участия инвалидов в жизни общества наряду с другими гражданами, повышения уровня доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Требования, предъявляемые к пандусам, закреплены в Своде правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее по тексту СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года N 605, и введенных в действие с 1 января 2013 года.
Согласно п.1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
В соответствии с п.п.5.1.1, 5,1.2 СП 59.13330.2012, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Судом установлено, и данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, что вход в здание Школы по адресу: Великий Новгород, ул. " ... ", д. " ... " не оборудован пандусами с поручнями либо иными средствами подъема, кнопка вызова персонала отсутствует.
Законом РФ "Об образовании" предусмотрена ответственность образовательного учреждения за нарушение прав и свобод обучающихся (ч.3 ст.2 Закона).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 указанного Закона к полномочиям органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.1.2 Устава МАОУ, учредителем общеобразовательного учреждения является муниципальное образование - городской округ Великий Новгород, функции и полномочия которого осуществляются Администрацией Великого Новгорода в лице Комитета по образованию.
Основными задачами МАОУ являются осуществление образовательного процесса для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе дополнительного, воспитание и обучение обучающихся. Образовательное учреждение для осуществления закрепленных в Уставе целей и видов деятельности использует имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления (п.п.2.2., 7.2. Устава).
Поскольку, как верно указал суд, МАОУ является объектом социальной инфраструктуры, осуществляющим образовательный процесс, на него распространяется обязанность обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в занимаемое учреждением помещение.
Отсутствие пандуса и кнопки вызова персонала ограничивает доступ инвалидов, пользующихся инвалидными колясками, в здание МАОУ, тем самым нарушаются их права.
При таких обстоятельствах суд правомерно требования прокурора удовлетворил, возложив на Школу обязанность обустроить при входе в здание пандус с поручнями и установить кнопку вызова персонала. Определенный судом срок, в течение которого ответчик должен выполнить вышеназванные действия, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были известны суду при рассмотрении дела по существу, проверялись судом и получили в решении правильную юридическую оценку.
Таким образом, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установила.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 4 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N " ... "" - без удовлетворения.
Председательствующий : Есакова С.В.
Судьи: Виюк А.В.
Колокольцев Ю.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.